Между патриархатами
Елена Кудрявцева — о заботах и тревогах насельников Почаевской лавры
Старинная Почаевская лавра живет молитвами и ожиданиями — какая судьба ее ждет после принятого на прошлой неделе закона о лишении УПЦ МП храмов, неизвестно.
Перед Рождеством Почаевскую лавру (Тернопольская область, Украина) завалило снегом. Огромная, почти 20-метровая ель, установленная на площадке между Успенским собором и колокольней, выглядит из-за этого особенно нарядно. Ее привезли из лесу монахи накануне праздников и три дня украшали, добираясь до макушки на специальном подъемнике.
Обитель основана около 1240–1241 годов затворниками Киево-Печерской лавры, бежавшими сюда после разорения Киева ханом Батыем. Вскоре, согласно монастырской летописи, на Почаевской горе произошло явление Пресвятой Богородицы, оставившей след в виде «Стопы Почаевской». Отпечаток ноги на камне до сих пор находится в Успенском соборе лавры и считается одной из великих православных святынь наравне с иконой Божией Матери, мощами преподобного Иова Почаевского и Амфилохия Почаевского.
Несмотря на суровую монастырскую жизнь, желающих стать монахами здесь не уменьшается. В Рождественский пост постриг приняли 10 человек. А в молитвенное правило теперь включены молитвы о том, чтобы Господь не допустил врагов попрать святыню.
Со стороны, кажется, что лавра со своими длинными монастырскими службами и насыщенными работой днями живет обычной жизнью, но, конечно, на самом деле теперь все здесь пропитано ожиданием.
28 ноября прошлого года комиссия Министерства юстиции Украины аннулировала договор УПЦ МП на право пользования Успенским собором, Троицким собором, монастырскими кельями, колокольней, архиерейским домом и Святыми вратами Свято-Успенской Почаевской лавры. С тех пор формально братия лавры, на тот момент это 200 монахов и 50 послушников во главе с наместником митрополитом Владимиром (Морозом), занимают помещения без юридического основания. Об этом факте заявляли депутаты Тернопольской рады. А на днях Филарет (на Украине носит новый в церковной практике титул «почетного патриарха Православной церкви Украины», канонической церковью признан раскольником и подвергнут анафеме.— «О»), заявил, что Киевская и Почаевская лавры рано или поздно добровольно перейдут в так называемый Киевский патриархат.
Примерно тогда же монахи опубликовали заявление, что насельники обители расценивают действия властей как попытку «уничтожить монашество на территории Западной Украины».
— Пока у нас все тихо,— рассказал «Огоньку» один из монахов Почаевской лавры,— в январе в Почаеве традиционно много паломников. Люди приезжают помолиться, встретить Рождество, послушать замечательные колядки, которые у нас исполняют несколько хоров со всей Украины. А вот после Богоявления, когда люди уедут, думаю, что-то начнется.
Надо признать, что это не первая попытка сменить хозяина монастыря. За долгие годы существования, из-за своего приграничного расположения, Почаевская лавра несколько раз переходила во владение разных церковных юрисдикций. С 1713 года на протяжении более 100 лет монастырь находился под властью униатов. В 1915 году, во время Первой мировой войны, монастырь был занят и разорен австрийскими войсками. В Свято-Успенском храме служились мессы, в трапезной работал кинозал, в Троицком находилась конюшня. В 1916 году, во время Брусиловского прорыва, обитель была освобождена русскими войсками.
Последние сильные гонения лавра испытала во время антирелигиозной борьбы Никиты Хрущева: здесь разместили музей атеизма, психиатрическю больницу, прачечную и другие хозяйственные постройки. Несмотря на то что практически все монахи были выселены и отправлены на принудительное лечение в психбольницы, старец Амфилохий и местные жители отстояли лавру: она не закрывалась и носила статус действующего монастыря.
…Крещенский снег добавляет монахам работы. Они быстро передвигаются с лопатами, напоминая больших черных птиц. Вообще, обитатели лавры не ходят, а «летают», как говорят местные жители,— хозяйство тут большое и все нужно успеть. Три года назад очень подорожал газ, в итоге от него пришлось отказаться. Все лето братия — от рядового монаха до архимандрита— заготавливала дрова. В этом году из-за подорожания электричества тут стали экономить свет — на литургии большое, в несколько десятков свечей, паникадило зажигают только во время чтения Евангелия, все остальное — при боковых светильниках.
До конфликта 2014 года сюда приезжали десятки тысяч паломников, значительная часть из России.
За последние четыре года число паломников из России, что и понятно, сократилось в разы. Последний год ехали поездом до Тернополя, а оттуда 60 километров до лавры — на частниках.
— Теперь к нам из России только если женщины какие-то чудом пробиваются,— рассказывают монахи,— всех мужчин ссаживают с поезда.
Говорят, что в этом году сюда пытались доехать верующие из Перми через Белоруссию, но автобус на границе с Украиной развернули. Впрочем, во время престольного праздника на Успение Святой Богородицы на крестный ход все равно собралось много народа — около 20–25 тысяч человек, приехали со всей Украины. По словам верующих, они едут сюда за духовной поддержкой на весь год и за красотой.
Монастырь действительно очень красив. Грандиозный Успенский собор, древние башни, террасы, балюстрада вокруг южного фасада Успенского собора, где становится понятным выражение «с высоты птичьего полета», пещерная церковь с мощами — все это, конечно, производит впечатление. Все священники обязательно в новом ярком облачении, сверкающем украшениями, на монахах — идеально отглаженные подрясники. Кстати, 98 процентов братьев — украинцы, как и сам митрополит Владимир (он родом с Буковины).
— Лавра — это наша жизнь, лично у меня нет никакого места жительства, кроме нее,— сказал он в одном из недавних интервью.— Единственный дом, куда я могу отсюда переехать, находится через 700 метров,— это Почаевское кладбище.
Монахи настроены не менее решительно: «Мы молимся, чтобы Господь дал нам сил мученически пострадать за лавру, если это понадобится».
Но пока тут, за снежной стеной, все тихо…