Теория сетевой относительности
Наталья Скорлыгина о скорости оборота вагонов
Читатели статьи в “Ъ” от 14 января о борьбе ОАО РЖД за ускорение движения могли удивиться: почему монополия придает такое значение росту оборота вагона на сети до 15 суток? В конце концов, в крупных периодах этот показатель ниже и не опускался: по итогам 2016 года оборот составлял 15,74 суток, 2017 года — 15,06 суток, января—сентября 2018 года — 15,23 суток. Почему же именно сейчас цифра 15 суток выглядит проблемой?
В 2016 году, когда ОАО РЖД согласовывало первую надбавку на капремонт путей в 2%, грузоотправители ее поддержали, воспринимая как награду за ускорение движения. Потом в 2017 году надбавку закрепили в тарифе на 2018 год, но те условия, на которых ее согласовали потребители, оказались в итоге нарушены. На 2019 год экспортную надбавку сохранили, тариф на порожний пробег подняли, а государственные решения, увеличивающие финансовое давление на ОАО РЖД, были компенсированы не правительством за счет административного ресурса монополии, а новой надбавкой к тарифу. На этом фоне падение скорости на сети и увеличение оборота вагона (а весной 2018 года речь шла о менее чем 13 днях) — горькая вишенка на торте.
И даже если не рассматривать дипломатическую сторону вопроса, у проблемы гораздо более широкий контекст. Когда вагонов было мало (старые отправили в утиль в 2015–2017 годах), а экспорт не тянул на себя все грузопотоки, парк распределялся по сети более равномерно. Это давало возможность снижать оборот, сдерживая в том числе рост стоимости предоставления вагона.
Сейчас картина иная. Вагонов на сети, мягко говоря, достаточно — физически. Но функционально их нет. По наиболее востребованным направлениям — на Дальний Восток, например,— фактически идет один сплошной грузовой состав. При такой напряженности малейший сбой, когда, скажем, из-за погоды порт прекращает принимать грузы, приводит к парализации движения. Конъюнктура же мирового рынка, как назло, остается благоприятной, поэтому все кому не лень хотят отправить груз, то есть получить для него вагон. Ажиотажный спрос, вырастивший ставку на предоставление до уровня окупаемости приобретения нового вагона, стимулирует закупку парка даже при сегодняшних головокружительных ценах. Новые вагоны поступают на сеть и торжественно выстраиваются в очередь, усугубляя проблему. Недаром эксперты предвещают обострение ситуации через полгода, если ею не заниматься.
Меры, которые предлагает ОАО РЖД, еще предстоит оценить рынку и экспертному сообществу. Но общую мысль о том, что 15 суток в сегодняшних условиях — действительно много, все участники обсуждения, кажется, разделяют.