Квоты грузят сейнерами
В Минсельхозе задумались о расширении инвестиционного механизма
Порядок распределения 20% всех квот на вылов рыбы под проекты строительства судов и заводов может быть пересмотрен: в Минсельхозе задумались о поэтапном расширении механизма. Рыбопромышленники предупреждают, что инициатива может привести к убыточности части реализуемых инвестиционных проектов и грозит ухудшением условий финансирования отрасли.
Минсельхоз задумался о поэтапном увеличении механизма представления квот добычи водных биоресурсов (ВБР) на инвестиционные цели, сообщили “Ъ” во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ). Предложение рассмотреть целесообразность этого вопроса директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Евгений Кац направил в ассоциацию на прошлой неделе, следует из ответа президента ВАРПЭ Германа Зверева чиновнику (копия есть у “Ъ”). Сегодня законом установлено выделение до 20% всех квот на вылов ВБР на инвестиционные цели (обновление рыбопромыслового флота и строительство перерабатывающих заводов). Как отмечают в ВАРПЭ, процесс распределения и выдачи этих квот завершился только в сентябре 2018 года и оценивать результаты реализуемых сегодня инвестиционных проектов пока рано. Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев говорил ранее, что всего в рамках механизма инвестквот было заявлено проектов на 132 млрд руб., в частности, строительство 33 судов и 18 заводов.
Изменение существующей доли инвестквот приведет к сокращению объема ВБР для промышленного и прибрежного рыболовства, следовательно, к существенному ухудшению экономических условий предприятий, которые приступили к реализации инвестиционных проектов, пишет господин Зверев. По его словам, особенно болезненно увеличение доли общего допустимого улова на инвестиционные цели ударит по проектам строительства береговых перерабатывающих заводов. «Они запланированы с минимальным уровнем рентабельности, который обеспечивается уже имеющимися у предприятия квотами: их сокращение неминуемо выведет проекты в зону убыточности»,— предупреждает президент ВАРПЭ. Как объясняет замдиректора УК «Норебо» Сергей Сенников, проекты строительства судов и заводов в рамках механизма инвестквот планируются с учетом достаточно длительных кредитных линий. «Уменьшение доли имеющихся у компаний квот сократит ресурсную базу, из которой просчитываются прогнозы вылова, выручки, прибыли и пр. А эти факторы банки учитывают при принятии решения о кредитовании, размере ставки и т. д.»,— говорит он. Более того, сама ситуация нестабильной правовой базы ухудшает условия финансировании для отрасли, подчеркивает топ-менеджер.
По словам господина Сенникова, для крупных компаний увеличение доли инвестквот грозит дополнительной серьезной финансовой нагрузкой, так как им фактически придется участвовать в новых инвестпроектах или приобретать мелких и средних игроков, за которыми закреплены доли квот, чтобы поддерживать необходимый объемы добычи. Участники рынка масштабом поменьше, с другой стороны, могут вообще не справиться с этими расходами даже для строительства малотоннажного флота, добавляет он.
Управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов отмечает, что государство преследует очевидную цель стимулировать развитие береговой переработки и обновление рыбопромыслового флота, о чем говорилось и на двух Госсоветах по развитию отрасли в 2008 и 2015 годах. Изъятие части квот у тех участников рынка, которые не хотят вкладываться в подобные проекты, в такой ситуации выглядит оправданным, считает он. При этом к опасениям о возможных убытках от увеличения доли инвестквот участников рынка, которые участвуют в их распределении, господин Ефремов относится скептически: «Если бы строительство того же завода было невыгодно, никто бы этим не занимался». В «Норебо» между тем сомневаются в наличии текущей необходимости дальнейшего стимулирования обновления рыбопромыслового флота. Действующих мощностей под строительство судов длиной от 75 м уже не хватает, кроме того, верфи могут быть загружены другими гражданскими проектами, указывает господин Сенников. В Объединенной судостроительной корпорации заявили, что ее мощности позволяют дополнительно включить в стапельное расписание 10–15 судов длиной 60–80 м и от 5 до 10 — от 80 до 110 м.
В Минсельхозе и Росрыболовстве сообщили “Ъ”, что запрос в ВАРПЭ о целесообразности расширения действия механизма распределения квот на инвестиционные цели был сделан в рамках мониторинга соответствующей программы, чтобы узнать оценку бизнес-сообщества. На вопросы о возможных параметрах расширения механизма там не ответили.