Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о рейтинге самых часто запрашиваемых выставок среди русскоязычных пользователей Google.
Фото: Давид Френкель, Коммерсантъ
В конце прошлого года компания Google по моей просьбе составила для нас с вами список самых запрашиваемых театров и спектаклей года среди русскоязычных пользователей поисковой системы. Сейчас я расскажу вам о таком рейтинге, связанном с выставками года. Итак, запрос «выставки».
На первом месте — проект «Бэнкси: гений или вандал?», проект сложный технически, с множеством мультимедийных инсталляций, охвативший две географические локации — Центральный дом художника в Москве и Манеж в Санкт-Петербурге. Полюбоваться на 100 работ «художника-загадки», из которых 26 являются оригиналами, как трогательно оповещали нас устроители экспозиции, стояли очереди, билеты были дороги, запросы множились. Проект, видимо, удался.
Второе место по запросам в поисковике занял Архип Куинджи, обогнав Василия Верещагина. На мой взгляд, это неожиданность, поскольку среди этих двух проектов Третьяковки отчетной выставке о творчестве великого русского баталиста уделялось особое внимание и надежды. Темы Верещагина сугубо государственные — войны России с соседями, героизм простых солдат и прочее. Однако выиграл певец отечественной природы Куинджи с его всем понятными и близкими березовыми рощами и водными гладями.
Потрясением для меня лично явились два следующих запроса из рейтинга; оба они связаны с современным искусством. Выставка «Самскара» прошла в ArtPlay и представляла творчество представителя «диджитал-арта» по имени «Андроид» Джонс. Выставка была интерактивной, можно было попасть в картину.
Дальше монопроект «Покрас Лампас», персональный проект молодого, 1991 года рождения, художника в Большом Манеже. Автор работает с алфавитом, который сам разработал.
Дальше все более традиционно: «Сокровища музеев России» — версия истории отечественного искусства в интерпретации Патриаршего совета по культуре; «Михаил Ларионов» в Новой Третьяковке; «Россия — моя история» на ВДНХ, тоже, кстати, проект при участии Патриаршего совета; «Эпоха Рембрандта и Вермеера» в ГМИИ им. Пушкина. И, наконец, «VIVA LA VIDA. Фрида Кало и Диего Ривера» в Манеже в Москве. Последняя себя еще покажет, она ведь только началась.