BlaBlaCar закажет автобус
Компания запустила новый сервис
Французский онлайн-сервис совместных поездок BlaBlaCar объявил о запуске в России коммерческих междугородных автобусных перевозок. К проекту, который тестировался с весны 2018 года, ранее высказывали замечания органы прокуратуры. В самом BlaBlaCar настаивают, что будут работать только с легальными перевозчиками.
BlaBlaCar запускает в России сервис для автобусных перевозчиков, сообщили “Ъ” в компании. На начальном этапе партнерство с BlaBlaCar будет бесплатным, дальнейшая его стоимость пока не определена, уточняют в компании. Чтобы стать партнером проекта, перевозчик должен будет предоставить документы, подтверждающие его легальный статус. В течение следующих месяцев BlaBlaCar планирует внедрить идентификацию пользователей по документам, которая должна повысить безопасность сервиса, а также возможность онлайн-покупки билетов на автобус и новые алгоритмы блокировки профилей перевозчиков, которые не соблюдают внутренние правила.
BlaBlaCar — крупнейший участник рынка карпулинга (совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков) в России.
Этот рынок в стране пока не отрегулирован законодательно, и, как ранее сообщал “Ъ”, участники традиционного рынка автобусных перевозок не раз жаловались на BlaBlaCar в прокуратуру. Отрасль обвиняла сервис в том, что тот предоставляет площадку нелегальным перевозчикам. В самой компании подчеркивали, что у них нет профессиональных перевозчиков, водители не получают прибыль, а лишь частично компенсируют свои расходы.
«По тому, как BlaBlaCar описывает работу своего нового сервиса, видно, что они учли замечания, которые им высказывались регулирующими органами на заседаниях рабочей группы по вопросу регулирования сервисов попутных поездок, и сейчас речи о закрытии BlaBlaCar в России не идет»,— отмечает президент ассоциации ЕТС «Автобусные линии страны» Борис Лоран. Однако это пока только заявления, указывает он, «как все будет работать в реальности, пока неизвестно». Так, со стороны компании пока нет «четких ответов» на вопросы о том, в какие сроки с сайта будут убраны «псевдозаказные» автобусные перевозчики, как будут продаваться билеты, откуда будет осуществляться отправление и прибытие автобусов, говорит Борис Лоран.
Еще в августе “Ъ” сообщал, что под давлением региональных властей и автобусных компаний BlaBlaCar ограничил некоммерческие перевозки пятью посадочными местами, в противном случае водители микроавтобусов должны заключать с сервисом официальный договор. В компании тогда подтвердили, что проводят эксперимент с несколькими партнерами. По мнению экспертов, это означало фактический выход BlaBlaCar на рынок профессиональных водителей междугородных автобусов и микроавтобусов. На нем уже работают, например, Busfor и «Яндекс.Автобусы». Летом в Busfor объем рынка автобусных перевозок в Восточной Европе и СНГ оценивали в $9 млрд в год. Услуга междугородных автобусных перевозок востребована на рынке, подтверждает представитель сервиса такси inDriver. Он напомнил, что у клиентов компании также есть возможность найти не только легковой автомобиль, но и междугородный автобус.
«Львиная доля рынка междугородних автобусных перевозок — серо-черная. Яндекс, Busfor и теперь Blablacar, хотя формально и конкуренты, скорее работают на общую цель. Основные противники для них — региональные монополисты, автовокзалы и серые перевозчики. Одни держатся за устаревшее регулирование, другие его игнорируют. Уже несколько лет для традиционных игроков Blablacar был как красная тряпка — очень любопытно посмотреть, как этот сервис развиваться в легальном поле, наверняка традиционные игроки это так не оставят»,— рассуждает гендиректор Института исследований интернета Карена Казаряна*.
* Комментарий был предоставлен уже после выхода номера в печать.