Интернет-пользователи выходят из-за стола

Доля исключительно мобильной аудитории рунета удвоилась за год

Число пользователей интернета в России в 2018 году, по данным GfK, выросло на 3 млн человек. Аудитория продолжает расти за счет старшего поколения и мобильных устройств, при этом доля россиян, вообще не использующих десктопные компьютеры, за год удвоилась, составив 35%. В отличие от IT-компаний реальный сектор экономики пока не успевает за уходом пользователей в мобильный сегмент, отмечают аналитики.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Аудитория интернета среди россиян старше 16 лет по итогам 2018 года выросла на 3 млн человек, подсчитали в GfK. Общее число пользователей сети в России достигло 90 млн человек, или 75,4% от всего взрослого населения страны. При этом продолжился прошлогодний тренд: число интернет-пользователей растет в основном за счет старшего поколения, тогда как среди молодежи и людей среднего возраста оно «близко к предельному уровню». В частности, среди возрастной группы 16–29 лет проникновение составляет 99%, 30–54 лет — 88%, а в группе 55+ — 36%.

Главной тенденцией остается рост пользователей интернета на мобильных устройствах, констатируют авторы исследования.


За год доля таких пользователей выросла на 5 процентных пунктов (п. п.), до 61%. При этом доля тех, кто выходит в сеть исключительно с мобильных устройств, выросла за год почти вдвое — с 18% до 35%. «Стремительный рост сегмента mobile only меняет все лицо интернета. Интернет уже в ближайшем будущем может стать прежде всего мобильным и только во вторую очередь десктопным»,— прогнозирует руководитель отдела медиаисследований GfK Сергей Кетов. Значительный рост такой аудитории в GfK связывают с увеличением проникновения мобильных устройств с доступом в интернет. В то же время компания впервые за пять лет фиксировала падение числа пользователей интернета с планшетов. С 2013 года их число росло или стагнировало, а по итогам 2018 года показатель упал сразу на 6 п. п., до 14%.

Мобильная аудитория в России уже сейчас обходит десктопную, указывает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян:

«Мобильный интернет — это и есть интернет, а десктоп для разработчиков уже стал частным случаем».

Однако полностью мобильным интернет в России не будет еще долго, поскольку высок уровень владения ПК, в отличие от развивающихся стран, полагает эксперт. По его мнению, понимание необходимости двигаться к mobile first у IT-сектора российского бизнеса уже есть, а вот у реального сектора с пониманием несколько хуже: «Увы, до сих пор часто можно видеть не оптимизированные под мобильные устройства сайты».

Интернет в России будет продолжать расти за счет мобильных устройств, а также за счет роста вовлеченности пользователей в сервисы, уверен гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев. «При этом можно прогнозировать рост других платформ взаимодействия с пользователями: Smart TV, выход в офлайн и омниканальность. Профиль пользователя рунета будет все больше обогащаться за счет интеграции в новые платформы»,— полагает он.

Данные GfK ценны и выглядят убедительно, но так как они получены в результате опроса, использовать их для принятия решений со стороны бизнеса или государства было бы не совсем корректно, считает руководитель Content Review Сергей Половников. При таком подходе теряется та прослойка населения, которая может пользоваться интернетом неосознанно, например старшее поколение, которое смотрит Smart TV, не исключает он. Пользователи Smart TV учитывались в исследовании, подчеркивает представитель GfK. По его словам, при проведении опроса компания не сталкивалась с респондентами, которые могли пользоваться Smart TV, при этом не выходя в сеть с других устройств.

Дмитрий Шестоперов

Вся лента