«Позиция США застыла в своей бескомпромиссности и безаппеляционности требований к России»

Итоги женевских консультаций по договору о РСМД разочаровали обе стороны

В швейцарской Женеве прошли закрытые российско-американские консультации о судьбе Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Их итогами остались недовольны обе стороны: «продвижения вперед не произошло». США продолжали настаивать на необходимости уничтожения Россией крылатых ракет SSC-8 (также известны как 9М729). Российская сторона призывала Соединенные Штаты отказаться от «языка ультиматумов» и поговорить о конкретных мерах спасения документа. По итогам дня заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков заверил, что увидел в позиции американской делегации «четкое стремление Вашингтона довести до конца заявленную линию на слом договора».

История Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

Смотреть

Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

В Женеве состоялись межведомственные консультации РФ и США, единственным вопросом которых стал договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Встреча, длившаяся около двух часов, прошла в закрытом формате. Российскую сторону представлял заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков, американскую — первый заместитель госсекретаря США Андреа Томпсон. Как заявили по итогам встречи в российском МИДе, «продвижения вперед» на консультациях не случилось. Стороны оказались солидарны лишь в разочарованности прошедшими переговорами — по разным, впрочем, причинам.

Первой о своем недовольстве прошедшими консультациями заявила американская сторона.

«Встреча была разочаровывающей, поскольку ясно, что Россия продолжает нарушать договор о РСМД. Россия не была готова объяснить, как планирует вернуться к полному и проверяемому выполнению документа»,— было сказано в заявлении госпожи Томпсон, которая также пообещала проинформировать об этих дискуссиях союзников и партнеров США, в том числе НАТО.

Согласно заявлению американского постпредства при ООН в Женеве, США остаются привержены позиции, которую госсекретарь Майк Помпео объяснил 4 декабря прошлого года. Тогда господин Помпео говорил о том, что Вашингтон прекратит выполнять свои обязательства по договору, если Россия не вернется к его исполнению в течение 60 дней. «Наша позиция ясна. Россия должна уничтожить свою ракетную систему, не соответствующую договору»,— отметила Андреа Томпсон.

Согласно утверждениям Майка Помпео, Россия уже развернула несколько дивизионов ракет SSC-8 (9М729), которые соответствуют параметрам наземных крылатых ракет средней дальности. При этом он утверждал, что «дальность этой ракеты делает ее непосредственной угрозой для Европы». «Российская сторона, по-видимому, разъяснила американской стороне известную позицию России по поводу этого класса ракет»,— рассказал “Ъ” эксперт клуба «Валдай», главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. Напомним, что Москва подтверждает существование ракеты 9М729, но отрицает, что она по своим характеристикам нарушает договор о РСМД. По мнению российских властей, это США своей деятельностью подрывают договор. В частности, применяя для учебных целей ракеты-мишени Hera, LRALT и MRT, а также используя ударные беспилотники Reaper и Predator, мало чем отличающиеся от боевых ракет средней и меньшей дальности, а также размещая в Польше и Румынии установки Mk-41.

На встрече в Женеве Сергей Рябков выступил против «выдвижения ультимативных требований».

По мнению заместителя главы российского внешнеполитического ведомства, США лишь «усугубляют ситуацию, в том числе не желая считаться с претензиями» со стороны РФ.

«После контакта в Женеве мы видим четкое стремление Вашингтона довести до конца, до логического завершения заявленную линию на слом договора»,— сказал господин Рябков журналистам по итогам встречи. Он также отметил, что «ответственность за это целиком и полностью ложится на американскую сторону».

По словам замглавы российского МИДа, встреча должна была помочь снять «любые подозрения американской стороны» о несоблюдении требований договора. «Мы сегодня использовали консультации для того, чтобы предложить американской стороне серию конкретных мер. Но на эту транспарентность мы были бы готовы пойти только при условии встречной открытости американцев к снятию наших собственных озабоченностей. Позиция США застыла в своей бескомпромиссности и безапелляционности требований к России, которые не могут быть подкреплены конкретикой, не содержат элементы новизны, позволяющие рассчитывать на сближение подходов»,— заявил он.

Переговоры стали не только первой личной встречей господина Рябкова и госпожи Томпсон, но и первыми консультациями такого рода после прозвучавшего 20 октября заявления президента США Дональда Трампа о намерении выйти из договора о РСМД. Днем ранее Сергей Рябков рассказал о том, что предложения о проведении консультаций поступали от российской стороны неоднократно. «Мы в этом контакте заинтересованы отнюдь не больше, чем США. В условиях, когда нам пытались и продолжают выставлять предварительные условия, требования, мы демонстрируем значительную добрую волю»,— говорил заместитель главы МИД России до встречи со своей американской коллегой.

С тревогой в российском МИДе относятся к стремлению США начиная со 2 февраля приостановить выполнение договора, что равнозначно прямому пути к официальному выходу США из него. «Мы использовали консультации, чтобы предметно и наглядно донести до США нашу оценку о том, что вся тяжесть последствий слома одного из важнейших элементов международной архитектуры в сфере контроля над вооружениями ляжет на Вашингтон,— пояснил Сергей Рябков.— Тем не менее, пока не произошло официального формального уведомления нас о формальном выходе Вашингтона из договора, усилия (в переговорах.— “Ъ”) ослаблять нельзя».

Между тем, по его словам, договоренности о новом контакте еще нет. Несмотря на «конкретные предложения», сделанные американской стороне, та свою готовность к этому не подтвердила. «Это один из моментов, которые позволяют нам сделать общий вывод о том, что в Женеву американская делегация приехала, уже имея на руках удобный для нее итог встречи. То есть с уже выполненным заданием»,— подчеркнул господин Рябков.

Дина Марганова

Вся лента