Поезда собираются в пробки
Парк вагонов приблизился к предкризисным показателям
Число вагонов в РФ в 2018 году вырос на 15,5%, до 1,112 млн единиц, что фактически нивелировало эффект массовых списаний 2015–2016 годов и создало угрозу нового профицита парка. Но теперь списать излишки сложнее: парк сильно омолодился, и срок его службы истечет нескоро. По мнению экспертов, плановый рост грузооборота потребует к 2025 году 1,4 млн вагонов, а такого количества железная дорога даже при выполнении плана по расширению инфраструктуры не сможет обработать. Придется повысить эффективность работы вагона, отмечают эксперты, чтобы вывозить растущие объемы грузов.
На 1 января вагонный парк «принадлежности РФ» составил 1,112 млн единиц, цитирует «Гудок» начальника управления вагонного хозяйства ОАО РЖД Михаила Сапетова. За 2018 год число вагонов увеличилось на 15,5%, и размер парка приблизился к показателям 2012 (1,16 млн) и 2015 годов (1,15 млн единиц), хотя пока далек от пиковых показателей 2013–2014 годов (1,22 млн и 1,23 млн вагонов). Тогда это создало проблему профицита парка на сети, ставки на вагоны пошли вниз, и в 2015–2016 годах правила продления срока службы старых вагонов ужесточались. В итоге было списано 215 тыс. единиц.
При этом основной тип — полувагоны (47% парка), на которые в 2015–2016 годы пришлись наибольшие списания,— по количеству уже превышает показатели конца 2015 года (525,47 тыс. против 511,8 тыс.). Но парк сильно омолодился: тогда средний возраст вагонов составлял 14,5 года, сегодня — уже 12,5, а по полувагонам средний возраст сократился с 10,1 года на начало 2016 года до 8,2 на сентябрь 2018-го. Ближайшие списания полувагонов по сроку службы начнутся в 2025 году.
Парк будет продолжать расти: по оценкам ИПЕМ, объем закупок полувагонов в ближайшие шесть лет составит 165 тыс. единиц, из них в 2019 году 35–45 тыс. Спрос обеспечат угольщики, которые при благоприятной экспортной конъюнктуре сегодня являются основными потребителями вагонов. В 2018 году в РФ добыча угля выросла до 433 млн тонн — на 26% больше, чем в 2011 году, а экспорт со 107 млн тонн в 2011 году увеличился до 181 млн тонн в январе—ноябре 2018-го (данные ФТС). В итоге, как писал “Ъ” 14 января, большое количество парка на сети сопровождается локальными дефицитами вагонов, и ОАО РЖД уже предложило ряд мер по борьбе с простоем. В годы, когда на сети было больше всего вагонов, их движение замедлялось, оборот вагона с 2010 по 2014 год увеличился с 13,4 до 17 суток, сегодня этот показатель — 15 суток.
Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук отмечает, что отличие сегодняшней ситуации от 2012–2014 годов, когда на сети находилось пиковое количество парка, в том, что идет активный ремонт инфраструктуры, в том числе на основных ходах перевозок, что влияет на оборот вагона. «По нашим оценкам, если не увеличивать производительность парка вагонов, то объем перевозок, запланированный к 2025 году, потребует наличия 1,4 млн вагонов на сети, а такой объем, даже если выполнить все, что заложено в долгосрочную программу развития (ДПР) ОАО РЖД до 2025 года, сеть не переварит»,— говорит эксперт. По его мнению, будет возрастать нагрузка на места погрузки-выгрузки, где будут формироваться большие скопления вагонов. Если не будет повышена эффективность, может повториться ситуация 2012 года, когда формирование вагонных пробок в Кузбассе потребовало вмешательства президента, добавил господин Савчук.
По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, ситуация в целом на сети сегодня лучше, чем в наиболее проблемные 2013–2014 годы, поскольку ОАО РЖД улучшило состояние магистральных локомотивов, реализованы крупные инфраструктурные проекты и увеличилась доля парка с повышенной осевой нагрузкой, создающего меньшее давление на инфраструктуру. Но, отмечает он, проблемной точкой остаются узкие места инфраструктуры, где нагрузка растет при изменении структуры грузопотока (рост экспорта угля и контейнерного транзита). Если ОАО РЖД сможет расшить узкие места и будут найдены решения проблемы нехватки запчастей и выбытия парка частных маневровых локомотивов, то ситуация на сети будет стабильной и постепенно улучшится, считает господин Бурмистров, а темпы роста парка не остановятся раньше 2026–2027 годов и будут слегка уступать приросту грузооборота, который будет продолжаться как минимум десять лет.