Пачки сигарет предложили маркировать кодом вместо акцизных марок
Результаты эксперимента по цифровой маркировке табачной продукции показали, что специальный двухмерный код может также решать фискальную задачу и заменить акцизные марки. Вскоре сигареты и папиросы могут полностью перейти на новый стандарт. В докладе Минпромторга, который был направлен в правительство, сказано, что сейчас отчеты изучает Федеральная налоговая служба (ФНС), сообщает РБК. Фискальные органы пока не дали своего заключения.
Как ранее сообщал “Ъ”, цифровая маркировка сигарет стартовала в январе 2018 года, а в апреле пачки уже продавались в магазинах. В ходе «пилота» производители наносят на пачку сигарет сгенерированный специальными средствами код (на пачке сигарет просто печатается точечный двухмерный код в формате Data Matrix, визуально схожий с QR-кодом), с помощью которого и прослеживается ее путь от производителя до потребителя. С 1 марта 2019 года механизм маркировки табака уже заработает в полную силу: она будет использоваться для учета производства изделий, их перевозки через таможенную границу ЕАЭС (или РФ), оптовой и розничной торговли.
В эксперименте по маркировке табачных изделий участвуют: крупные производители, занимающие более 95% рынка в России,— Philip Morris International, Japan Tobacco International, British American Tobacco, Imperial Tobacco; дистрибуторы, через которых реализуется более 88% табачной продукции,— «Мегаполис», СНС; ритейлеры — X5 Retail Group, Metro C&C, «Лента», «Магнит», «Дикси»; разработчики ПО; операторы фискальных данных и электронного документооборота. «В июле успешно завершился первый этап, по итогам которого промаркировано 570 тыс. пачек», — отметили в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ). На втором этапе табачные компании уже начали постепенно переходить на массовую маркировку продукции. Тогда же к эксперименту подключились импортеры и представители мелкой и средней розницы.
Подобная система обязательной маркировки коснется с 1 июля — обуви, а с 1 декабря средствами идентификации будут оснащать духи, шины, фотоаппараты, постельное белье, блузки и верхнюю одежду. До 2024 года должна начать работу единая система маркировки товаров. Предполагается, что как новые, так и уже маркируемые товары войдут в единый каталог, который создается в ходе проекта его оператором ЦРПТ.
Представители табачной отрасли, опрошенные РБК, поддержали замену бумажной акцизной марки цифровым кодом. Результаты эксперимента по цифровой маркировке и прослеживанию подтвердили, что у кода Data Matrix шире возможности для усиления контроля государства над производством и оборотом табачной продукции, чем у бумажных специальных и акцизных марок.
Подробнее об эксперименте по маркировке продукции читайте в публикации “Ъ”.