Госуправление не дотянулось до платформы
Цифровизации чиновников не хватает концептуальности
Проблемы цифровизации госуправления стали предметом одной из главных дискуссий второго дня Гайдаровского форума. По мнению бизнеса и экспертов, движение вперед тормозит отсутствие четких стратегий и концепций цифрового государства, а также нехватка квалифицированных кадров. В Белом доме, однако, указывают на необходимость решить сначала базовые задачи — в частности, привести в порядок основные информационные ресурсы государства.
«Цифра» выступает драйвером развития системы госуправления, которая, однако, к этому радикально не готова, заявила научный руководитель программы Chief Digital Transformation Officer ВШГУ РАНХиГС Мария Шклярук, представляя доклад «Государство как платформа: люди и технологии» (.pdf). По ее словам, хотя стадия простой имплементации IT-решений в аналоговые процессы уже пройдена, а технологии используются для их реинжиниринга и оптимизации, развитие российской системы госуправления запаздывает. «Мир уже ушел в третью стадию, когда преобразования идут за счет платформенных решений»,— подчеркнула она. У российского государства нет ответа на вопрос, что оно будет представлять собой, когда госорганы потеряют одну из основных нынешних функций — посредника между людьми и их данными или людьми и организациями.
По мнению авторов доклада, текущий уровень технологической инфраструктуры, необходимой для предоставления госуслуг и обеспечения деятельности системы госуправления, недостаточен.
«Очаги изменения есть, но их мало. Нужны люди с компетенциями и культура взаимодействия, резко отличающаяся от той, что есть сейчас в госуправлении»,— отметила Мария Шклярук. Ключевыми векторами цифровой трансформации в докладе названы построение общенациональной архитектуры данных, создание системы управления, основанной на принципе максимальной удовлетворенности граждан, а также кадровый вопрос — превращение чиновников в руководителей процесса управления изменениями.
Однако, по словам курирующего цифровой блок вице-премьера Максима Акимова, говорить о таких фундаментальных проблемах пока рано. «У нас гораздо более глубокие проблемы менее зрелых этапов до сих пор не решены. И в 2019 году нам придется решать их с помощью традиционных инструментов»,— отметил он. По словам вице-премьера, такими задачами станет приведение в порядок базовых информационных ресурсов (таких как ЕГРН, единая паспортная база, реестр населения, реестр юридических лиц), обеспечение их интероперабельности и взаимодействия с частными провайдерами для алгоритмизированного предоставления госуслуг, создание национальной системы управления данными и системы мотивации ведомств, у которых «разладился вкус» к достижению цифровой зрелости. «Не решив эти базовые задачи, дальше мы не продвинемся»,— отметил он.
По мнению же президента Сбербанка Германа Грефа, движение вперед невозможно, поскольку базовые концептуальные проблемы не сформулированы, а цифровая программа по итогам первого года ее реализации требует серьезного пересмотра. Еще одна проблема, по его мнению,— перестроение системы образования под новые потребности экономики. Задачей правительства он считает «выведение вузов из зоны комфорта» для переподготовки большого количества специалистов. Главной же угрозой глава Сбербанка считает попытку монополизации государством конкурентных областей (например, ограничение числа удостоверяющих центров или создание единой биометрической системы). «Министерства выстроились в очередь, не вполне понимая, что они будут делать, но пытаясь застолбить соответствующую поляну»,— отметил он. По мнению господина Грефа, властям не следует спешить с регулированием развивающихся технологий.
Замглавы Минкомсвязи Максим Паршин полагает, что платформа электронного правительства уже построена — в ее основе лежат портал госуслуг, система межведомственного электронного взаимодействия и единая система идентификации и аутентификации. Нерешенными, по его словам, остаются два вопроса: возможность коммерческого использования инфраструктуры правительства и введение госданных в оборот. «Мы создали дорогу, по которой ездит только общественный транспорт. Возможно, стоит открыть ее для всех желающих»,— считает он.