«Часок репетирую классические вариации, а уж потом бухаюсь на колени»
Наталья Осипова о «Легком дыхании» и тяжелом детстве
28 и 29 января в Московском международном доме музыки Наталья Осипова — мировая звезда и прима-балерина лондонского Королевского балета «Ковент-Гарден» — представит вечер современной хореографии под названием «Легкое дыхание». Татьяна Кузнецова расспросила Наталью Осипову о программе вечера и о том, как ей удается примирять классику и современность.
Из чего складывается ваше «Легкое дыхание»?
Мне хотелось собрать из моих сольных программ лучшие вещи и показать их в Москве. Здесь видели лишь один из балетов «Легкого дыхания» — «Facada» Артура Питы. И то сейчас это совсем другой спектакль. Вместо Ивана Васильева танцует Джейсон Киттельбергер — он не классик, он танцовщик contemporary dance. Артур переделал для него всю партию, у нас будут другие костюмы, другое оформление, даже персонажи.
А почему вы выбрали в партнеры именно Джейсона?
Я с ним уже работала в нескольких проектах, впервые — три года назад. Сиди Ларби Шеркауи ставил для моего первого проекта в «Сэдлерс-Уэллс» 20-минутный «Кутб», и там моими партнерами были его танцовщики — Джейсон и Джеймс О’Хара. «Кутб» — мой любимый балет, в нем вся прелесть хореографии Сиди Ларби, такой переливчатой, безостановочной, нежной. Я «Кутб» сейчас покажу в Москве. А Джейсон меня еще тогда поразил как партнер. Чувственный, эмоциональный, отзывчивый, надежный, танцует фантастически. Не только в смысле техники — так по-мужски, по-человечески! Мне еще не приходилось на сцене с таким сталкиваться. Джейсон и сам хореограф, ставит классно, мы в Москве будем танцевать его дуэт, сейчас как раз заканчиваются постановочные репетиции.
А как же «классичка» уживается с «современником»?
Мы отлично дополняем друг друга. Он же профи высшего класса, работал в самых знаменитых компаниях. На репетициях жестко требует от меня по максимуму. Говорит, что «классики» адаптируют современную хореографию, но я могу и должна делать все, как поставлено. И вот я бухаюсь на колени, выламываю суставы, расслабляю мышцы, напрягаю другие, не работающие в классике. Но и он учится у меня — актерскому мастерству, умению вести диалог, наполнять движения конкретными чувствами.
Как же вы бухаетесь на колени, если вам скоро «Дон Кихота» танцевать в Большом? Или это слухи?
Нет-нет, меня официально пригласили в Большой. 13 февраля в честь юбилея Марины Викторовны Кондратьевой, моего любимого педагога, роль Китри будут танцевать ее ученицы. Мне дали третий акт. Так что занимаюсь здесь классом серьезно — на пуантах, потом часок репетирую классические вариации, фуэте отрабатываю — я же его толком не крутила года полтора. А уж потом бухаюсь на колени.
Как это вы не крутили фуэте?
Ахилл болел все это время, прыгать больно, вертеться больно. Но сейчас все нормально. Я тут в Австралии, перед тем как начать работать, успела отдохнуть. Аделаида — чудесный тихий город, огромные песчаные пляжи, туристов почти нет, океан сказочный. Правда, акулы. Вот сегодня одна приплыла к самому берегу, плавник торчит, я думала — дельфин, но все как ломанулись из воды!
А как вас вообще занесло в Австралию?
Здесь же работает Мэрил Танкард, хореограф, мы с ней балет готовим к марту, к фестивалю искусств в Аделаиде. Это самый большой фестиваль в Австралии — как Эдинбургский в Шотландии. Балет об Ольге Спесивцевой, «Two Feet» называется. Потому что полтора часа на сцене будут только две ноги — это балет-соло. Мэрил поставила его для себя лет 20 назад, а теперь переделывает для меня.
Балет про жизнь Спесивцевой? Роман с чекистом, побег из России?
Нет-нет, только про ее искусство, про ее погружение в танец, про жизнь в образе героинь, про то, что жизнь на сцене была для нее реальнее и интереснее настоящей. Я буду копировать сумасшествие ее Жизели, и ее танец, и ее занятия, когда она маниакально делает бесконечные большие батманы — пленка сохранилась, это все можно увидеть. А во втором акте я рассказываю про себя. Про то, как в детстве ноги на ночь к кровати веревками привязывала, чтобы выработать высокое passe и растяжку, как поступала в училище, худела — такая неприкрашенная балетная жизнь, обычно скрытая от глаз зрителей. В спектакле будет мое детское видео, я там много говорю на английском. Это вообще-то не балет, скорее танцтеатр. Мэрил же 18 лет проработала с Пиной Бауш в ее труппе, знает все о ее поэтике, режиссуре, о технике, меня учит. Она замечательная! Для «Легкого дыхания» дарит мне номер. Сначала она предложила сочинить классический дуэт, но я сказала, что хотела бы что-то современное. Посмотрела ее готовые работы, увидела прекрасное соло. Вот сейчас выучу — и вы его увидите в Доме музыки.