В деле «Метростроя» повисла угнетающая тишина
Достроить станции за генподрядчиком города может «Стройтрансгаз»
Как стало известно "Ъ", вчера в Смольном состоялось совещание по поводу генерального подрядчика города по строительству метро — ОАО «Метрострой». По данным "Ъ", рассматривается два варианта событий: либо банки согласятся реструктуризировать долги «Метростроя» и компания продолжит деятельность, либо Смольный будет расторгать контракт с подрядчиком. Достраивать объекты за «Метростроем» может «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, говорит источник "Ъ". Общий долг ОАО «Метрострой» составляет 15 млрд рублей, из них 14 млрд рублей — это банковские гарантии.
Крупнейшими гарантами "Метростроя", по данным источника "Ъ", являются банк "Россия" (размер банковской гарантии 3,5 млрд рублей), Газпромбанк (1,8 млрд) и Россельхозбанк (0,9 млрд). Как сообщалось ранее (см. "Ъ" от 15.01.2019), Федеральная налоговая служба (ФНС) подала банкротный иск к ОАО "Метрострой" в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Сумма исковых требований составляет более 800 млн рублей. На момент сдачи номера решение о принятии иска к производству не принято. В компании настаивают, что иск носит "технический характер", и рассчитывают заключить мировое соглашение с ФНС, рассрочив платеж.
На совещании у врио губернатора Петербурга Александра Беглова обсуждалось участие компании "Стройтрансгаз" Геннадия Тимченко в достройке объектов "Метростроя" в случае банкротства компании, говорит один из источников "Ъ". В "Стройтрансгазе" на запрос "Ъ" не ответили. Банки, выдававшие гарантии "Метрострою", попросили время до пятницы для выработки позиции по возможной реструктуризации долга, сообщает источник "Ъ". Среди других гарантов ОАО "Метрострой" — Сбербанк, банк "Санкт-Петербург", Росдорбанк и ряд других банков, добавляет источник "Ъ".
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры не стали комментировать ситуацию, сказав, что решения будут приняты в пятницу. В пресс-службах врио губернатора и вице-губернатора Николая Бондаренко отказались от комментариев. В банках не комментировали запрос "Ъ". В "Метрострое" также отказались от комментариев.
По словам двух источников "Ъ" в отрасли, заказчик строительства новых станций метро — Дирекция транспортного строительства (ДТС, подведомственная КРТИ) — может расторгнуть контракт с ОАО "Метрострой". В конце прошлого года стало известно, что Смольный внес в план-график госзакупок конкурс на поиск подрядчика, который до мая 2019 года должен будет завершить работы по строительству трех станций Фрунзенского радиуса метрополитена ("Проспект Славы", "Дунайский проспект", "Южная") за 8,2 млрд рублей. Эти станции "Метрострой" должен был сдать по контракту с городом до 20 декабря прошлого года. Теперь в Смольном обещают ввести новые станции 27 мая текущего года. За срыв сроков на ОАО "Метрострой" могут быть наложены штрафные санкции: пени за каждый день просрочки и штраф за ненадлежащее исполнение обязательств в размере 0,5% от стоимости контракта, поясняли в КРТИ. После того как город два раза увеличивал стоимость контракта с "Метростроем" по Фрунзенскому радиусу, она составила 33,9 млрд рублей. Осенью город продлил срок действия контракта с компанией до мая 2019 года.
На фоне нарастающего скандала, связанного со сдачей Фрунзенского радиуса, Смольный активизировал попытки приобрести контрольный пакет в ОАО "Метрострой" (см. "Ъ" от 05.12.2018). Власти Петербурга заявляли, что планируют довести долю города в компании до как минимум 51% вместо нынешних 46%. На это Смольный готов потратить 1,5 млрд рублей бюджетных средств в ходе докапитализации, однако сейчас большую долю в компании контролируют семья Александровых и более 2,5 тыс. миноритариев.