Балканская операция спецдружбы
Россия проверит Сербию на союзничество
Сегодня Белград посетит президент РФ Владимир Путин. Хотя в ходе его пребывания в сербской столице планируется подписание более 20 экономических соглашений, визит имеет прежде всего политическое значение. Российско-сербские переговоры в верхах призваны дать ответ на принципиальный вопрос: готова ли Сербия быть ключевым союзником Москвы в регионе либо продолжит сближение с ЕС и НАТО, балансируя между Западом и Россией. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
Приезд Владимира Путина в Белграде анонсировали еще прошлым летом — предполагалось, что президент РФ посетит сербскую столицу в конце октября. Однако вместо этого в первых числах октября в Москву прибыл сербский президент Александр Вучич. Отсрочка визита Владимира Путина была официально объяснена «необходимостью его тщательной подготовки и насыщения содержания».
«Насытить» визит президента РФ действительно удалось. Как сообщил на днях Александр Вучич, в ходе пребывания в Белграде высокого российского гостя будет подписан 21 документ о сотрудничестве между двумя странами в различных областях. По данным сербских источников “Ъ”, знакомых с подготовкой визита, речь идет об инфраструктурных проектах, энергетике, оборонке, сельском хозяйстве и туризме.
Ключевое значение Сербия придает энергетическим проектам с Россией, прежде всего в рамках газопровода «Турецкий поток». Логику Белграда в отношении этого проекта объяснил в недавнем интервью сербскому телевидению Pink президент Вучич: «Самый дешевый газ сегодня — российский. Когда они доведут его до Болгарии, мы профинансируем строительство трубы к нам. Поэтому и важен визит Путина. Никаких идеологических проблем здесь я не вижу. Есть более дешевый газ? Я пока его не видел».
В том же интервью господин Вучич анонсировал и еще одну важную тему переговоров с российским лидером — Косово. Хотя и сербский президент, и другие руководители республики неизменно благодарят Россию за поддержку в решении косовской проблемы, подходы Москвы и Белграда к ее решению не совсем совпадают.
Александр Вучич в последнее время активно продвигает идею нового разграничения с Приштиной в качестве условия нормализации отношений с ней — без этого невозможна интеграция Сербии в ЕС, что сербский лидер считает своим внешнеполитическим приоритетом. Москва же критически относится к продвигаемому ЕС соглашению между Сербией и Косово, подозревая, что оно превратит их в протектораты НАТО. Не спешат в Москве поддерживать и идею о новом разграничении, полагая, что это будет фактически означать признание Белградом независимости Косово. Так что и после нынешних переговоров по косовской проблематике их трактовка сторонами вполне может различаться, как это было по итогам октябрьской встречи президентов в Москве. Господин Вучич говорил чуть ли не о полной поддержке со стороны России, хотя, по данным “Ъ”, не получил тогда в Кремле одобрения своей версии решения по Косово (см. “Ъ” от 3 октября 2018 года).
Разногласия между Москвой и Белградом существуют и еще по одному принципиальному вопросу — о статусе российско-сербского Гуманитарного центра в городе Ниш на юго-востоке Сербии. Москва давно настаивает на предоставлении работающим там россиянам дипломатического статуса. Белград же под разными предлогами уклоняется от подписания соответствующего соглашения, опасаясь испортить отношения с США, которые выступают категорически против наделения россиян в Нише дипстатусом.
Кстати, подписать соглашение о привилегиях и иммунитете сотрудников центра предполагалось еще во время прошлого визита Владимира Путина в Белград осенью 2014 года, но этого не произошло. Буквально в последний момент сербская сторона настояла на снятии вопроса с повестки дня, чтобы, как поясняли тогда знакомые с ситуацией источники “Ъ” в Белграде, «не раздражать Запад, считающий центр прообразом военной базы».
Недовольство Москвы вызывает и то, что Сербия, которую Россия считает ключевым союзником на Балканах, предприняла в последние годы ряд заметных шагов в сторону НАТО. В марте 2015 года Белград подписал с альянсом План индивидуального партнерства (IPAP), по которому предоставил НАТО право использовать свою военную инфраструктуру и открыл для членов альянса военно-тренировочный центр «Юг». Год спустя сербская Скупщина (парламент) ратифицировала соглашение с НАТО, которое вывело взаимодействие с альянсом на качественно новый уровень: натовцы получили свободу передвижения по сербской территории, доступ ко всем объектам, а главное — дипломатический иммунитет.
По мнению балканских экспертов, Александр Вучич попытается и дальше балансировать между Россией и Западом. «В ходе подготовки визита Владимира Путина многие всерьез заговорили о крене Белграда в сторону Москвы, однако такие утверждения не слишком обоснованны,— пояснил “Ъ” глава белградского Центра внешней политики Драган Джуканович.— Сербия при нынешнем руководстве постарается сохранять хорошие отношения как с Востоком, так и с Западом. Разумеется, до тех пор, пока это будет возможно».
Кстати, в самом конце минувшего года сербский МИД анонсировал скорое принятие нового IPAP с НАТО. Но произойдет это уже после визита российского президента.