Уроки французскому
Петербургская школа имени Андре Мальро получила предупреждение за отсутствие лицензии
Конфликт вокруг петербургской школы имени Андре Мальро, где учатся дети французских экспатов, получил продолжение. Арбитражный суд Санкт-Петербурга вынес частной компании, управляющей школой, предупреждение за отсутствие лицензии. В прошлом году школу, которой управляло агентство, подчиняющееся Министерству иностранных дел Франции, передали частной компании. После этого родители учащихся направили открытое письмо президентам России и Франции. Консул Франции в Санкт-Петербурге тогда заявил “Ъ”, что после приватизации школы образовательные стандарты в ней не снизятся, но родители заявляют, что сейчас школа «работает как досуговый центр».
Арбитражный суд Санкт-Петербурга удовлетворил требование прокуратуры Адмиралтейского района привлечь ООО «Эксперт-М», которое частная французская ассоциация Scolae Mundi зарегистрировала для управления петербургской школой, к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или лицензии (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ). Как рассказал “Ъ” один из родителей, сейчас школа «работает как досуговый центр», где дети с начала учебного года «просто смотрят телевизор».
Школа имени Андре Мальро — филиал московского лицея имени Александра Дюма. В школе учатся дети от трех до 11 лет (многие из них имеют два гражданства), обучение идет на французском языке, а русский язык изучается как иностранный. Выпускники школы имени Мальро имеют право продолжить обучение в любой из школ Франции. Ее учредителем являлось Агентство по французскому образованию за рубежом (AEFE) — государственная структура, подчиняющаяся Министерству иностранных дел Франции.
Как ранее писал “Ъ”, весной 2018 года учредитель объявил о планах передать управление лицеем частному образовательному фонду Scolae Mundi. После этого 24 родителя учеников лицея направили открытое письмо к президентам России и Франции. В нем они выразили опасения, что прекращение бюджетного финансирования школы приведет к ее закрытию. Однако в посольстве Франции тогда заявили, что ассоциация Scolae Mundi «хорошо знакома Министерству иностранных и европейских дел Франции», и пообещали, что лицей имени Андре Мальро сохранит статус партнерского учреждения AEFE. Тем не менее осенью, после передачи школы, прокуратура Адмиралтейского района Санкт-Петербурга начала проверку на предмет соблюдения школой лицензионного и трудового законодательства.
Консул Франции в Санкт-Петербурге Уго де Шаваньяк ранее рассказал “Ъ”, что школа действительно начала учебный год осенью прошлого года без действующей образовательной лицензии, однако это было согласовано с петербургским комитетом по образованию. Школа, поскольку она не выдает аттестат по российским стандартам, претендовала на лицензию на дополнительное образование. Правила получения такой лицензии более мягкие: можно приступить к образовательному процессу и параллельно оформлять документы, пояснил “Ъ” Уго де Шаваньяк после того, как родители учеников направили открытое письмо президентам. По словам консула, все французские школы, расположенные за пределами Франции,— и частные, и государственные — входят в сеть AEFE и для них действуют единые стандарты, которым обязаны следовать все учреждения. Консул заявил, что в прошлом содержание этой маленькой начальной школы ложилось бременем на московский лицей имени Александра Дюма. По его словам, большинство французских школ за рубежом — частные, поэтому передача петербургской школы в частное управление была закономерной.
В январе 2019 года в рамках «Трианонского диалога», созданного около года назад Владимиром Путиным и президентом Франции Эмманюэлем Макроном, власти двух стран вновь заговорили о сотрудничестве в сфере образования. Так, в январе текущего года министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков предложил министру высшего образования, исследований и инноваций Франции Фредерик Видаль проработать вопрос создания совместных международных научных центров на территории России. Госпожа Видаль также отметила, что поводом для сотрудничества России и Франции может стать создание инфраструктуры для анализа больших данных и развития технологий на основе искусственного интеллекта.