«Южуралмосту» нашли замену
Челябинский миндортранс заключил контракт на 15 млрд рублей с подрядчиком из Москвы
Миндортранс Челябинской области заключил договор на содержание дорог региона до 2021 года с московской строительной компанией «Ойкумена». Общая стоимость работ подрядчика составляет 15,13 млрд руб. Впервые за три года крупный дорожный контракт выиграла не магнитогорская компания «Южуралмост», которая участвовала в торгах, но не стала снижать стоимость лота более чем на 1%. Эксперты полагают, что закупкой может заинтересоваться УФАС: аукцион не был конкурентным, у московской компании нет техники и опыта работы в Челябинской области. По их мнению , вероятно, «Южуралмост» будет привлечен
в качестве субподрядчика для содержания дорог и таким образом вновь станет исполнителем госзакупки.
Министерство дорожного строительства и транспорта Челябинской области заключило контракт на содержание в нормативном состоянии дорог региона до конца 2021 года с ЗАО «Ойкумена», зарегистрированным в Москве. Сумма договора на выполнение работ составила 15,130 млрд руб. Средства будут направлены из областного бюджета в три этапа: в 2019 году подрядчик получит 4,843 млрд руб., в 2020 — 5,040 млрд руб., в 2021 году — 5,247 млрд руб. Согласно техзаданию, победитель торгов обязуется проводить необходимый ремонт региональных дорог, чистить их от снега и мусора, оборудовать знаками и светофорами, наносить разметку.
Аукцион был объявлен весной 2018 года, но был заблокирован по решению ФАС России. Комиссия установила необоснованное укрупнение лотов. В частности, один из контрактов предусматривал обслуживание магистралей протяженностью более 8,7 тыс. км, другой — 300 мостов и путепроводов. При этом объекты расположены в разных районах Челябинской области, площадь которой составляет порядка 88 тыс. кв. км. Миндортранс пожаловался на предписание антимонопольной службы в Арбитражный суд Москвы, который встал на сторону министерства и разблокировал закупку. Торги были открыты в декабре 2018 года. Подведение итогов состоялось 28 декабря. На аукцион заявились два участника — АО «Южуралмост» и ЗАО «Ойкумена». Начальная цена лота составляла 15,361 млрд руб. «Южуралмост» снизил цену на 1%, «Ойкумена» сделала шаг в 1,5%. На этом торги завершились.
В пресс-службе АО «Южуралмост» сообщили “Ъ-Южный Урал”, что на основании проведенных расчетов «посчитали невозможным большее снижение цены» и отметили, что их предложение было «обусловлено экономической составляющей». «”Южуралмост” в будущем также планирует принимать участие в аукционах как на содержание, так и на ремонт и строительство автомобильных дорог. Мы обладаем достаточным опытом, технологиями и специалистами для выполнения любых задач в этой области»,— подчеркнула пресс-секретарь компании Анна Колонтаева.
Согласно информации в базе данных «СПАРК-Интерфакс», победитель торгов — ЗАО «Ойкумена» — зарегистрирован в Москве. Генеральным директором является предприниматель Лев Гниденко. Предприятие занимается строительным бизнесом. На официальном сайте «Ойкумены» говорится, что компания возводит жилую и коммерческую недвижимость в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Калининграде и Архангельске. Также по госзаказу «Ойкумена» строит в столице детские сады, поликлинику и здание скорой помощи. Компании также принадлежит 30% акций холдинга «Ингеоком», который осуществляет строительство метрополитена. В 2018 году «Ойкумена» сдала пять станций Большой кольцевой линии Московского метро. Чистая прибыль компании в 2017 году составила 297,5 млн руб. В отраслевой принадлежности компании по ОКВЭД не значится возможность осуществлять деятельность по содержанию и ремонту дорог или работать в смежных сферах. В компании не смогли оперативно ответить, планируется ли привлечение субподрядчиков для выполнения контракта по содержанию автомобильных дорог в Челябинской области.
Активист организации «Общероссийский народный фронт» Александр Кулаков, по жалобе которого УФАС заблокировало аукцион миндортранса на 15 млрд руб. в феврале прошлого года, утверждает, что в действиях участников повторных торгов усматриваются признаки сговора. «Они сделали по одному шагу в аукционе. Мы не видим торгов. На конкурентных аукционах снижение составляет до 30%. В итоге ”Южуралмост” отказался от торга в пользу второй организации, которая не имеет техники в регионе. Они договорились между собой. Выигравшая организация заключает с ”Южуралмостом” договор субподряда, и он продолжает работать. Это называется картельный сговор. Я думаю, что ФАС уже заинтересовалась этой закупкой. Думаю, что в течение полугода будет возбуждено дело. Напомню, что “Южуралмост” год судился с ФАС в арбитражном суде, этим он подтвердил свою заинтересованность в контракте»,— говорит господин Кулаков.
Директор консалтинговой компании «Кэмп» Яков Гуревич также считает, что «Ойкумена» будет заключать договоры с субподрядчиками для выполнения условий контракта. «“Ойкумена” никогда в истории не занималась дорогами. Ясно, что работать будут местные компании, деньги просто будут идти через Москву, и налоги в Москве будут оседать. Монополия на рынке выгодна губернатору и его окружению. Миндортрансу это тоже выгодно, потому что за десятком подрядчиков нужно следить, нужно обследовать дороги, рассчитывать суммы контрактов. А так — следить не нужно, взяли сумму с потолка, а что за эти деньги нужно сделать, никто не знает»,— рассуждает эксперт.
29 августа ФАС России возбудила дело по признакам сговора в отношении руководителей АО «Южуралмост», а также губернатора Челябинской области Бориса Дубровского и регионального миндортранса. У антимонопольной службы вызвал вопросы тот факт, что за последние три года подрядчик стал победителем 29 аукционов на общую сумму 8 млрд руб. Рассмотрение дела в центральном аппарате ФАС неоднократно переносилось, решение по нему пока не принято.