И в Перу — первый
Эдуард Николаев в третий раз подряд выиграл «Дакар»
Первую значимую победу в 2019 году Россия одержала в том жанре, где ей давным-давно нет равных,— в ралли-рейдах. Принесла ей эту победу в самом престижном среди этих рейдов, «Дакаре», проходившем по территории Перу, команда «КамАЗ-мастер» и ее нынешний лидер — пилот Эдуард Николаев. Его экипаж опередил в Перу партнеров по «конюшне», выступавших на автомобиле, за рулем которого ехал Дмитрий Сотников.
Это был, можно сказать, привычный триумф. Команда «КамАЗ-мастер» появилась на «Дакаре» в 1990-е и почти сразу вышла на ведущие роли в категории. А в начале этого века открылась эра ее доминирования. Менялся регламент, менялись особенности маршрута культовой гонки. В конце концов, поменялся даже принимающий ее континент: на излете прошлого десятилетия рейд переместился из Африки в более безопасную Южную Америку, но российская «конюшня» не теряла позиций, лишь изредка отдавая возможность побывать на верхушке итоговой генеральной классификации другим и оставаясь прочнейшей дакаровской константой. Она не потеряла их даже тогда, когда несколько лет назад решилась на радикальное обновление постаревшего состава. Новый оказался столь же сильным.
А в его флагмана — это теперь уже факт — вырос Эдуард Николаев. Когда-то он был механиком в экипаже легендарного Владимира Чагина, семикратного победителя «Дакара». Потом Чагин пересел в менеджерское кресло, превратившись в шефа команды из Набережных Челнов, а Николаев — в кресло пилота. В 2013 году он впервые выиграл «Дакар» в качестве ключевого члена экипажа. Следующего выигрыша пришлось подождать, зато он открыл потрясающую серию. Дело в том, что Николаев первенствовал на «Дакаре» и в прошлом, и в позапрошлом годах. А три победы подряд — это, между прочим, повторение рекорда класса понятно, кому принадлежащего: Владимир Чагин свой «хет-трик» провернул в период с 2002 по 2004 год.
Четвертая победа в карьере Эдуарда Николаева, возможно, когда-нибудь со временем, когда сотрутся детали, будет казаться довольно легкой.
Во всяком случае, куда более легкой, чем предыдущая: ее он одержал в жестоком соперничестве с аргентинцем Федерико Вильягрой из Iveco — эта команда настойчивее остальных бросает камазовцам вызов, и ее, похоже, сильнее остальных ранит российская гегемония. Так вот, в этом году Iveco — теперь в основном усилиями голландца Герарда де Роя — бодалась отчаянно, но, строго говоря, уже вскоре после старта стало очевидно, что камазовский темп ей выдерживать не удается.
Но в четверг все представители «КамАЗ-мастера», конечно, настойчиво опровергали версию о легкости — даже относительной легкости — успеха Николаева.
Опровергать было легко. Достаточно было напомнить о том, что по ходу этого очень короткого в сравнении со своими предшественниками «Дакара» сошли сразу два камазовских экипажа: экипаж Андрея Каргинова погубила дисквалификация за неоказание помощи зрителю, которого случайно сбила его машина, экипаж Айрата Мардеева — механическая поломка. Достаточно было напомнить, сколько матерых гонщиков, проехавших кучу «Дакаров», испытывали невероятные сложности в перуанских песках.
Достаточно было напомнить, что произошло с самим Эдуардом Николаевым на восьмом этапе, то есть уже на ближних подступах к «хет-трику», по существу, в шаге от него. Его автомобиль крепко застрял в дюнах примерно на час. И хорошо, что, потеряв половину экипажей, «КамАЗ-мастер» все равно создал к тому моменту чрезвычайно солидный запас прочности: сразу вслед за Николаевым в классификации разместился партнер Дмитрий Сотников, а отставание Герарда де Роя составляло час с лишним.
Через день статус-кво был восстановлен. Эдуард Николаев блистательно преодолел девятый этап и вернул себе лидерство, опередив Дмитрия Сотникова. Удержать его на финишном этапе — спринтерском по меркам «Дакара» — было уже делом техники.
А спустя полчаса после «золотого» финиша Николаев говорил, что, по его личным ощущениям, гонка прошла не в дежурном режиме, а как раз «на пределе возможностей», о том, что «постоянно чувствовал натиск соперников», о «непредсказуемых» дюнах. О том, что к этому «Дакару», следуя очередным корректировкам в регламенте, «КамАЗ-мастер» был ведь вынужден готовить «совершенно новое поколение грузовиков», а «в течение последнего года на его разработку, постройку и доводку вся команда потратила много сил».
Он не сказал, что некоторые эксперты на самом деле сомневались: сможет ли новое поколение камазовских автомобилей сдюжить в Перу, будет ли столь же надежным, как старое? Сдюжили все — и машины, и люди.
Итоговый зачет ралли-рейда «Дакар-2019»
Грузовики. 1. Эдуард Николаев (Россия, «КамАЗ») — 41:01.35. 2. Дмитрий Сотников (Россия, «КамАЗ») — отставание 25.36. 3. Герард де Рой (Голландия, Iveco) — 1:34.44.
Внедорожники. 1. Насер аль-Атыйя (Катар, Toyota) — 34:38.14. 2. Нани Рома (Испания, Mini) — отставание 46.42. 3. Себастьен Лоб (Франция, Peugeot) — 1:54.18.
SxS. 1. Франсиско Лопес Контардо (Чили) — 42:19.05. 2. Жерар Фаррес Гуэль (Испания) — отставание 01:02.35. 3. Рейналду Варела (Бразилия) — 01:05.19… 10. Сергей Карякин (Россия) — 08:25.53.
Мотоциклы. 1. Тоби Прайс (Австралия, KTM) — 33:57.16. 2. Маттиас Валькнер (Австрия, KTM) — отставание 09.13. 3. Сэм Сандерленд (Великобритания, KTM) — 13.34.