ПРО как противороссийская оборона
Дональд Трамп обнародовал новую стратегию ракетной защиты США
Новейшие российские военные разработки «бросают вызов существующим оборонительным системам» США, что делает необходимой их существенную модернизацию. Цель — создание средств перехвата ракет противника «на всех стадиях полета после запуска». Об этом говорится в представленной вчера президентом США Дональдом Трампом обновленной стратегии развития американской системы ПРО. В ней исходящая от России угроза увеличена на порядок в сравнении с аналогичными документами прошлых лет. Помимо России среди соперников и неприятелей Соединенных Штатов выделены Китай, КНДР и Иран.
Первым к журналистам, собравшимся вчера в Пентагоне, вышел и. о. министра обороны Патрик Шанахан. Он сразу дал понять, что волнует администрацию Дональда Трампа: число стран, имеющих баллистические или крылатые ракеты либо занимающихся разработкой гиперзвукового оружия, постоянно растет (сейчас их более 20), а «соперники США» — Китай и Россия — постоянно усиливают свои наступательные возможности. «На протяжении десятилетий США были мировым лидером в гиперзвуковых исследованиях и намеренно предпочитали не использовать эти системы в военных целях. Китай и Россия сделали другой выбор»,— сказал он. И добавил, обращаясь к этим странам: «Мы видим, что вы делаете. И мы действуем».
После этого на сцену поднялся вице-президент США Майк Пенс, который стал говорить от лица главы государства. «Для президента нет большего приоритета, чем обеспечение безопасности граждан страны»,— заявил он, назвав обновление стратегии развития системы противоракетной обороны (ПРО) еще одним решающим шагом в этом направлении. Наконец к микрофону под аплодисменты вышел сам Дональд Трамп. «Вы так реагируете только потому, что я добился самого большого бюджета на военные расходы в истории страны»,— пошутил он, после чего затронул целый ряд не касавшихся брифинга тем (в частности, строительства стены на границе с Мексикой). А подробностей новой стратегии по ПРО президент так и не рассказал, заверив лишь:
«Наша цель проста — гарантировать, что мы можем обнаружить и уничтожить любую ракету, выпущенную по США из любого места в любое время».
Впрочем, текст стратегии был вывешен на сайте Пентагона параллельно с выступлением Дональда Трампа. России в документе уделяется большое место. Так, отмечается, что РФ ранее «грозила, что может первой нанести ядерный удар по союзникам и партнерам США» (о том, что это возможно в случае «угрозы существованию страны», говорил в интервью телеканалу NBC президент России Владимир Путин). Еще одна претензия состоит в том, что Москва (наряду с Пекином) создает «передовые крылатые ракеты и гиперзвуковые ракеты, способные достигать исключительной скорости и летать с непредсказуемыми траекториями, что бросает вызов существующим оборонительным системам» США.
Напомним, что о новейших разработках в этой области Владимир Путин подробно рассказал в прошлом году в ежегодном послании Федеральному собранию. Так, он сообщил, что 1 декабря 2017 года на опытно-боевое дежурство была поставлена система «Кинжал» — самолет МиГ-31, оснащенный аэробаллистической ракетой. Тему Владимир Путин развил рассказом об «Авангарде» — «планирующем крылатом блоке», способном «совершать полеты в плотных слоях атмосферы на межконтинентальную дальность на гиперзвуковой скорости, превышающей число Маха более чем в 20 раз». Впервые тогда было рассказано и о межконтинентальной баллистической ракете «Сармат», у которой, по словам президента, «ограничений по дальности практически нет».
В американской стратегии упомянуто заявление об «Авангарде» и отмечено: российские ракеты угрожают территории США.
Кроме того, в документе утверждается: «Россия считает США и НАТО главной угрозой своим нынешним ревизионистским геополитическим амбициям». Еще одна претензия состоит в том, что Москва помогает другим противникам и соперникам США: продала Китаю комплексы С-400, а Ирану — С-300, а также способствовала развитию Северной Кореей (от которой исходит «исключительная угроза») мобильной системы противовоздушной и противоракетной обороны. «Она производится собственными силами, но ее средства обнаружения и радиолокационная система имеют схожие элементы с российскими системами»,— констатируется в документе.
Радикальных сиюминутных изменений новая стратегия не предполагает: речь по большей части идет либо о фиксировании уже принятых решений, либо о предложениях и идеях, целесообразность которых еще предстоит оценить. Так, Пентагон намерен заново рассмотреть концепции, технологии и стоимость размещения в космосе новых систем обнаружения стартов ракет и оценки поражения их наземной ПРО в случае боевых действий.
Американские СМИ вчера сравнивали концепцию со «звездными войнами» Рональда Рейгана — представленной в 1983 году Стратегической оборонной инициативой, целью которой была разработка широкомасштабной системы ПРО с элементами космического базирования.
Власти РФ, напомним, давно выступают против милитаризации космоса. Вчера, комментируя «Интерфаксу» новости из Вашингтона, глава комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев заявил: «Гражданский космос покорился первым нам. А вот разворачивать военные технологии в нем начали американцы». По его словам, «ударное оружие никогда и ни за что не должно размещаться в космосе, это может привести к катастрофе».
В МИД Китая тем временем обратили внимание на планы Вашингтона по развитию новых вооружений. «Мы много раз слышали, как США требовали от других стран сократить разработки вооружений, но также они заявляют, что будут продолжать разработки оружия массового уничтожения. На мой взгляд, это двойные стандарты»,— заявил представитель МИД КНР Хуа Чуньин.
Отметим, что среди планов, упомянутых в стратегии США,— испытание в 2020 году управляемой зенитной ракеты SM-3 для перехвата межконтинентальных баллистических ракет.
SM-3 планируется разместить на объектах ПРО США в Румынии и Польше, существование которых также неизменно вызывает критику Москвы.
Впрочем, эксперты указали уже и на явные недостатки в документе. «По слухам, сменяющиеся советники президента Трампа по национальной безопасности советовали Пентагону фокусироваться на борьбе с разными угрозами, что каждый раз вынуждало значительно редактировать документ. В результате из обзора удалили вообще все стимулы к развитию ПРО США,— заявил “Ъ” эксперт ПИР-Центра, научный сотрудник Дипакадемии МИД РФ Андрей Баклицкий.— Вопреки ожиданиям про защиту от стратегических сил России и Китая в документе не говорится (предполагается, что их будет сдерживать американский ядерный арсенал). В итоге американская противоракетная оборона направлена на защиту, во-первых, от КНДР (несмотря на улучшившиеся отношения между странами), во-вторых, от Ирана (хотя у него нет ракет необходимой дальности), в-третьих, от "случайных ракетных пусков" неназванных стран».
«Размытыми выглядят и планы на будущее,— продолжил господин Баклицкий.— Так, обзор предполагает введение в строй новых противоракет шахтного базирования на Аляске, ассигнования на которые Конгресс и так выделил еще в прошлом году. В отношении всего остального, включая противоречивые вопросы космических элементов ПРО и защиту от гиперзвуковых планирующих блоков, Пентагон, как сообщается в документе, взял паузу еще на шесть месяцев. Итог года с лишним работы можно сформулировать следующим образом: гора родила мышь».