Ритейлерам не хватает доходов населения
В каких условиях работают игроки рынка
Ритейлеры несут убытки из-за бедности населения: снижение потребительского спроса бьет по торговому сектору, говорится в новом исследовании Высшей школы экономики. Доходы населения падают, в результате многим компаниям приходится оптимизировать бизнес, например, сокращать штат. Как ритейл работает в новых условиях? И что ждет отрасль в этом году? Разбирался Александр Рассохин.
Кошельки россиян пустеют: с 2014 года реальные доходы снизились на 10%. Как итог, люди начинают экономить, а ритейлеры нести убытки. Почти у трети всех компаний продажи в прошлом году упали. Именно низкий спрос — главная проблема для бизнеса. Об этом сами ритейлеры рассказали специалистам Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики. По словам его директора Георгия Остапковича, чтобы остаться на плаву, некоторым компаниям в конце прошлого года пришлось увольнять людей, и эта тенденция сохранится: «Они оптимизируют свои затраты: или сокращают сотрудника, или уменьшают ему заработную плату. Раз не растет безработица, значит, куда эти люди ушли? Они же не уехали на ПМЖ в другие страны, значит, перешли в неформальный сектор. Опасения есть, и, вполне вероятно, сокращения в компаниях продолжатся».
Проблем добавляет и то, что ассортимент товаров на полках сокращается, ведь многие поставщики вынуждены уходить с рынка. В таких условиях борьба за покупателя превращается в битву. Повышать цену компании не могут. Один из выходов — увеличивать число акций, говорит Андрей Яковлев, гендиректор «Столичной торговой компании», которая управляет сетью «Глобус гурмэ»: «В массовом сегменте доля потребителей, которые приходят только или во многом за акционными товарами, все больше разрастается.
Акции приходится наращивать в надежде на то, что привлечешь больше покупателей.
Мы как заядлые оптимисты считаем, что все будет замечательно, кроме того, что все будет только хуже».
Чуть легче себя чувствуют крупные игроки рынка. Так, согласно обновленному мировому рейтингу торговых сетей Deloitte, Х5 X5 Retail Group, «Магнит» и «Дикси» в 2018-м упрочили свои позиции, а «Лента» вошла в топ-10 быстрорастущих магазинов планеты. Правда, это случилось, в том числе благодаря уходу мелких компаний с рынка, говорит директор Союза независимых сетей Сергей Кузнецов: «У многих на рынке не росло количество магазинов, происходила консолидация. Достаточно большое количество игроков либо уходили с рынка, либо сокращали количество магазинов. Да, некоторые розничные сети росли, но, в первую очередь, за счет того, что либо поглощали кого-то, либо кто-то уходил с рынка, и их долю занимали крупнейшие игроки».
Впрочем, назвать критичной ситуацию сейчас пока нельзя. За счет потребительских рассрочек значительная часть ритейла выходит в плюс, констатирует глава объединенной компании «Евросети» и «Связного» Александр Малис. Так, в прошлом году продажи в его торговых точках выросли, но только в денежном выражении, в штучном, по словам бизнесмена, они стагнировали: «Рост в деньгах обуславливался только широким внедрением рассрочек. А рассрочки — это фактически последний способ поддержать спрос на падающем рынке. Успех компании будет зависеть от расширения ассортимента, улучшения эффективности работы и внутренних бизнес-процессов. Наступают времена низкого спроса».
Сможет ли ритейл выжить в таких условиях? И что может помочь российской торговле? Ответ всех предпринимателей ожидаем — повышение платежеспособности населения, но на это надежда слабая.
В четверг стало известно, что свою долю в «Магните» продала американская инвестиционная компания OppenheimerFunds. Это решение связывают с замедлением роста выручки ритейлера в прошлом году.