Украина оценила ущерб от российского газа

По подсчетам Киева, потери составили $32 млрд

Накануне трехсторонних переговоров по газу между Россией, Украиной и ЕС Киев сделал сразу ряд громких заявлений. Там не исключили, что «Газпром» с 2020 года после истечения контрактов на поставку и транзит газа прекратит транспортировку через страну. Свои потери от заключенных в 2009 году соглашений Киев оценил в $32 млрд. Еще почти $95 млрд, по заявлению национального поставщика газа «Нафтогаза», удалось сохранить благодаря решению Стокгольмского арбитража. Там рассчитывают в ближайшие три месяца получить от «Газпрома» присужденные судом $2,56 млрд.

Фото: Иван Коваленко, Коммерсантъ

Газовые контракты, заключенные «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» в январе 2009 года на десять лет, были крайне невыгодными для Украины и нанесли ущерб в $32 млрд, заявил глава украинской компании Андрей Коболев. По его словам, страна «безвозвратно потеряла $32 млрд — переплаты, штрафы, другие компоненты». Глава «Нафтогаза» отметил, что завышенная базовая цена контракта в $450 за тысячу кубометров при рыночной цене $360 за тысячу кубометров на тот момент в Германии «сделала Украину заложницей политической скидки от России». Также, по его словам, давление в газовой сфере привело к харьковским соглашениям 2010 года о продлении аренды базы Черноморского флота и скидке в обмен на отказ Киева от евроинтеграции в декабре 2013 года.

Андрей Коболев не исключил, что после завершения срока контрактов в конце 2019 года «Газпром» прекратит транзит газа через Украину,

хотя в самой монополии не раз заявляли, что при экономической целесообразности прокачка сохранится, но пока неизвестно, в каком объеме. Сейчас, по данным «Нафтогаза», Украина получает разницу между стоимостью всего импорта природного газа на Украину из стран Европы и ценой, которую «Газпром» платит за транзит голубого топлива через украинскую территорию, около $500 млн. В 2018 году Украина получила около $3 млрд за транзит российского газа.

В то же время, заявил господин Коболев на пресс-конференции накануне трехсторонних переговоров по газу между Россией, Украиной и ЕС, которые пройдут 21 января, ущерб от газовых соглашений с Россией мог быть больше, но благодаря победе украинской стороны в Стокгольмском арбитраже «удалось спасти $94,7 млрд». Теперь в компании рассчитывают на скорое получение от «Газпрома» присужденных там $2,56 млрд. В частности, в компании ждут, что до апреля будут приняты судебные решения в Нидерландах, которые позволят приступить к продаже арестованного имущества «Газпрома» во исполнение решения Стокгольмского арбитража.

«Другие похожие слушания уже прошли в другой юрисдикции — в Нидерландах. Мы ожидаем решение на протяжении ближайших двух месяцев. Я до сих пор очень оптимистичен по этому поводу, мы ждем решения судов, которые позволят в тех юрисдикциях исполнителям приступить к продаже имущества и перечислению соответствующих средств в пользу "Нафтогаза"»,— заявил Андрей Коболев. Компания пытается арестовать активы «Газпрома» в Швейцарии, Великобритании и Нидерландах.

Но, считает глава украинской компании, «Газпром» не допустит продажу арестованного имущества. «Мне сложно представить, что "Газпром" согласится даже на начало процесса продажи имущества. Пока что их ожидания, их главный аргумент и элемент тактики состоял в том, что они пошли в апелляцию. Они надеялись путем апелляции в Швеции остановить основное решение, но этот элемент они проиграли бесповоротно. Шведский апелляционный суд принял решение, что принудительное взыскание возможно, его можно и нужно делать, и предварительные решения в этом аспекте они оставили в полной силе»,— пояснил он.

Ольга Мордюшенко

Почему «Нафтогаз» рассчитывает на США в споре с «Газпромом»

Как выяснил “Ъ” в декабре, НАК «Нафтогаз Украины» пытается привлечь американские суды к разбирательству с «Газпромом» о взыскании $2,6 млрд, которые присудил украинской компании Стокгольмский арбитраж. «Нафтогаз» хочет через суд обязать структуру «Газпрома» GM&T USA и его аудитора DeGolyer & MacNaughton предоставить сведения, которые позволят подать новый иск в Нидерландах.

Читать далее

Вся лента