Понедельник откликается в субботу
На предложения президента Франции «желтыe жилеты» отвечают «десятым актом»
Политическая неделя во Франции началась в понедельник с выступлений президента Эмманюэля Макрона, а завершится сегодня десятым выходом на улицы «желтых жилетов». Правительство пытается наладить диалог с протестующими за столом переговоров, но это лишь грозит большей радикализацией движения на улицах, считает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Вчера Эмманюэль Макрон провел вторую встречу с мэрами — на сей раз в городке Суйак департамента Ло. Они обсуждали, чем недовольны французы и что можно сделать, чтобы они наконец-то успокоились.
Напомним, в понедельник президент опубликовал письмо с призывом к диалогу. Как и ожидалось, письмо встретили критикой: «В нем одни вопросы, а где же ответы?» Однако ответов у президента нет. Как нет и общих вопросов у «желтых жилетов».
Первая попытка выйти к народу с реальными предложениями, во время которой «жилеты» получили все, что хотели с самого начала, не помогла — протестующие только подняли ставки. В нагромождении их требований стало трудно разобраться. Тут и увольнение президента, и выход из Евросоюза, и восстановление смертной казни, и налоги на богатых, и верхний потолок зарплаты, и цены на бензин, и ограничения скорости на дорогах. Властям теперь важно понять, какие уступки критически важны для общественного мнения, какие можно оставить на потом или вовсе заболтать, какие необходимо категорически исключить.
Первая встреча с мэрами, которая прошла во вторник в городке Гран-Буртерульд департамента Эр, должна была продолжаться три часа, но длилась целых семь. Эмманюэль Макрон, по мнению собравшихся, держался уверенно и не уходил от самых сложных тем — даже тех, которые он сначала объявил «закрытыми». Обсуждались не только французские, но общеевропейские проблемы (в частности, последствия «Брексита»), идея народных референдумов и даже так называемый налог на богатство (ISF), который президент попытался отменить.
Эмманюэль Макрон готов пересматривать многие из своих прежних непопулярных решений вроде налога на горючее (его уже сняли с повестки дня) или снижения разрешенной скорости на дорогах с 90 до 80 километров в час. Эту меру правительство продавило в первый спокойный год, несмотря на сопротивление провинции. Теперь ее можно отыграть назад, тем более что две трети дорожных радаров, которые и должны были контролировать исполнение закона, «жилеты» уже сломали.
Президент пообещал по результатам консультаций «вынести настоящие решения» и сказал, что считает это «вторым актом» своего президентского мандата. До 15 марта ему предстоит провести не менее десяти таких встреч в регионах. По сути, у него на три года раньше, чем предполагалось, началась вторая президентская кампания.
«Консультации» пока воспринимают всерьез менее трети французов. Согласно последнему опросу Odoxa, лишь 29% готовы в них участвовать, а 64% относятся к президентской инициативе скептически. Но попытка говорить с Францией посредством мэров, самых близких к населению и самых традиционных народных избранников, кажется удачной идеей. Мэры, хоть и недовольные президентом, не реагируют с агрессивностью «желтых жилетов». К тому же и политическое расписание недели меняется. Если раньше правительство и президент занимались «зализыванием ран» после очередной субботы, то теперь наоборот — «жилетам» приходится отвечать на активность президента в течение недели.
Но в связи с этим повестка дня у «желтых жилетов» становится все более радикальной. По мере того как правительство отбирает у них темы для недовольства, переводя их из демонстраций в систему дискуссий, протестующие, чтобы остаться на улице, пытаются ужесточить свои требования.
В эту субботу героями демонстраций станут «жертвы революции». По Парижу предлагают пронести портреты убитых и раненых за два с лишним месяца существования движения. Лозунг шествия: «Макрон, ты стреляешь в свой народ». Лозунг демагогичный, потому что большая часть из десяти погибших потеряла жизнь именно из-за разгула «желтых жилетов» — под колесами автомобилей, во время блокады перекрестков и шоссе.
«Желтыe жилеты» страдали не в ходе мирных демонстраций, а во время драк с полицией и уличных погромов — вроде активиста, на которого разбушевавшаяся толпа уронила решетку сада Тюильри. В то же время насчитываются десятки манифестантов, пострадавших от резиновых пуль. Многие из них тяжело ранены, некоторые лишились глаз или искалечили руки, когда пытались отбросить в полицейских неразорвавшуюся гранату со слезоточивым газом.
Уполномоченный Французской Республики по правам человека Жак Тубон обратился к правительству с просьбой запретить использование резиновых пуль во время демонстраций. Но едва ли Министерство внутренних дел на это пойдет. Глава МВД Кристоф Кастанер уже заявил, что в этом случае у полиции не останется никаких защитных средств, чтобы обуздать толпу, кроме огнестрельного оружия.
Сегодняшняя демонстрация будет во многом направлена против действий сил правопорядка. Организаторы угрожают вывести на парижские улицы миллион демонстрантов. Это, конечно, утопия. Но те, кто выйдет, едва ли будут настроены мирно. Позиция радикалов уже заставила многих участников движения снять «желтый жилет», вместо взаимопомощи теперь часто ассоциирующийся с агрессией. Но другие по-прежнему видят выход из своих проблем в уличных драках и грабежах. Консультации им неинтересны, а разговор о том, до 80 или 90 километров в час будет позволено разгоняться на дорогах, кажется им почти оскорбительным по сравнению с целью каждую субботу выходить на улицы. Призыв против насилия опять становится призывом к насилию.