Выслуга лета
На экранах «Романтики "303"» Ханса Вайнгартнера
В прокат вышло нежное роуд-муви Ханса Вайнгартнера «Романтики "303"». На Берлинском кинофестивале 2018 года картина участвовала в конкурсе фильмов для юношества, но даже тем зрителям, кто давно вышел из этой возрастной категории, будет трудно не поддаться ее непосредственному обаянию, считает Юлия Шагельман.
Непонятные цифры в названии фильма (собственно, в оригинале она называется просто «303» — «романтиков» добавили российские прокатчики) обозначают винтажную модель «дома на колесах», Mercedes Hymer Wohnmobil 303. На нем студентка-биолог Юле (Мала Эмде) отправляется из Берлина в Португалию к своему бойфренду. Накануне она завалила экзамен, но есть проблемы и посерьезнее: Юле беременна, бойфренду надо сообщить именно эту несвоевременную новость, и ей кажется, что лучше сделать это в личном разговоре, а не по телефону. В самом начале путешествия у нее неожиданно появляется пассажир. Яну (Антон Спикер), как и Юле, 24 года, он тоже студент (изучает политологию), и его каникулы тоже начались не слишком удачно — с отказа в получении стипендии. Он едет в Испанию, чтобы познакомиться со своим биологическим отцом, которого никогда не видел. Юле соглашается подбросить Яна — сначала только до Кёльна, потом еще на триста километров и еще, а в итоге совместное путешествие растянется на много дней и ночей, а пункты назначения у обоих окажутся совсем не теми, что планировались вначале.
Пока за окном фургона сменяются упоительно летние, наполненные светом и воздухом пейзажи Германии, Бельгии, Франции, Испании, новые знакомые разговаривают, как подобает умным студентам, о капитализме и социализме, об эволюции, Дарвине, неандертальцах и кроманьонцах, о том, что движет людьми, конкуренция или сотрудничество, о глобальном потеплении, солнечной энергии и росте потребления. Конечно, они не согласны ни по одному пункту: Юле — идеалистка в политике и в жизни, Ян до поры притворяется циником и мизантропом. Но если в самом известном фильме Вайнгартнера «Воспитатели» (2004), где, кстати, главных героев тоже звали Юле и Ян, режиссер вполне недвусмысленно выражал свои политические взгляды, то тут он не занимает ничью сторону, и споры не становятся ни идеологическими, ни абстрактно-интеллектуальными. Просто диалог двух еще очень молодых открытых людей, постепенно узнающих друг друга и сначала невольно, а потом осознанно находящих точки сближения.
Разумеется, о развитии событий нетрудно догадаться уже с самой первой встречи героев. Но режиссер никуда не торопится, постепенно раскрывая характеры своих персонажей и создавая настолько ощутимую атмосферу летнего путешествия, что зритель начинает чувствовать себя третьим пассажиром старенького «мерседеса». Герои тоже не спешат, выбирая не скоростные шоссе, а тихие сельские дороги и часто останавливаясь, чтобы искупаться, съесть мороженое, просто насладиться летом, молодостью и свободой. Ближе к концу фильма прозвучит фраза о том, что три секунды перед поцелуем могут быть почти лучше самого поцелуя. На экране перед неизбежным первым поцелуем проходит почти сто минут, а по внутреннему времени ленты — много дней и ночей, разговоров, взглядов, случайных и не очень прикосновений. Взаимное любопытство перерастает в симпатию, а потом и во влюбленность, это происходит почти в режиме реального времени, так просто и естественно, что хочется сказать «как в жизни».
Ни одна рецензия на «Романтиков "303"» не обходится без упоминания о том, что Вайнгартнер работал ассистентом режиссера (и даже снялся в эпизоде) в фильме Ричарда Линклейтера «Перед рассветом» (1995). Эта картина, в которой парень встречает девушку и они ведут долгие беседы обо всем и ни о чем, осознавая наконец, что влюбились, действительно послужила вдохновением для сценария, который немецкий режиссер писал аж двадцать лет (и придал ему совсем другое настроение, чем у Линклейтера, без меланхолии, вызванной приближением неотвратимого расставания). Еще пять лет занял у него кастинг исполнителей главных ролей. Однако эта долгая подготовка в «Романтиках» не ощущается, в том числе благодаря органичной игре молодых актеров. Все происходящее на экране кажется спонтанным и свежим, как это бывает, когда тебе двадцать с небольшим, ты только что влюбился и все лето — вся жизнь — еще впереди.