Эпоха офшоров близится к концу
Как изменится политика ведения бизнеса
Популярные офшоры решили отмыть свой имидж. С января в силу вступили новые правила, которые усложнят жизнь бизнесу. Теперь компаниям, у которых есть счета, например, на Кайманах или Багамских островах придется вести там реальную деятельность, а не просто хранить деньги. Как отмечают аналитики PwC, новые правила фактически разрушают один из столпов офшорного бизнеса — возможность переводить доходы компании без офиса и сотрудников. Заставит ли это предпринимателей «обелиться»? Тему продолжит Владислав Викторов.
«Закат эпохи островных офшоров», — так аналитики PwC озаглавили свой обзор о будущем так называемых «тихих гаваней» для бизнеса. Самые популярные зоны для хранения капиталов решили снять с себя клеймо «плохой» юрисдикции и поэтому с января ввели новые правила ведения бизнеса. Если раньше можно было перевести деньги куда-нибудь на Бермуды и просто хранить их на счетах в банке, то теперь там придется открывать офис, нанимать сотрудников и закупать оборудование. В такой ситуации у компаний только два пути: нести дополнительные издержки, соглашаясь на реальную деятельность в офшоре, или искать другую юрисдикцию. По словам партнера Paragon Advice Group Александра Захарова, предприниматели все же выбирают второй вариант: кто-то вернулся в Россию, а кто-то предпочел налоговые условия Кипра и Швейцарии. «Мы были к этому готовы, и многие успели перевести эти компании на более удобные территории — на Кипр, в Швейцарию или в ряд других европейских стран, которые позволяют вести бизнес со сравнительно небольшими налогами. Это, конечно же, Болгария, где ставка налога на прибыль составляет 10%, Венгрия с девятипроцентным налогом. Конечно же, некоторые обратили внимание на Ирландию, но в связи с известными обстоятельствами ухода американских корпораций от налогов эта страна сейчас не так востребована. И здесь нужно отметить, что пришло время настоящих профессионалов и настоящих клиентов, которые ведут себя прозрачно и добросовестно во внешнеторговых отношениях», — считает Захаров.
Реформу запустили, в частности, Бермуды, Кайманы, Британские Виргинские острова, а также Гернси, Джерси, Мэн, Маврикий, Багамские и Сейшельские острова. По подсчетам Центробанка, в 2017 году они получили примерно 11% прямых инвестиций из России. За тот же год из России на Кипр было переведено 58%, а обратно вернулось 30% инвестиций. Впрочем, со временем все некогда популярные офшорные зоны будут терять актуальность, считает адвокат, практик налогового консалтинга компании «ФБК Право» Дмитрий Парамонов. А на их место может прийти деловой кластер в ОАЭ. «Крайне активны на этом поприще сейчас Объединенные Арабские Эмираты, которые постоянно создают новые свободные зоны с лицензией для компаний, ведущих международную деятельность. Там есть инфраструктура: они не платят корпоративные налоги, одним из условий ведения деятельности является создание офиса со своими сотрудниками, которым выдаются рабочие визы. В принципе есть такие примеры, и их все больше и больше, когда на территориях рядом с аэропортом создаются бизнес-кластеры, где спокойно можно вести торговую деятельность по всему миру, и помещать туда своих ключевых менеджеров», — полагает Парамонов.
Несоблюдение новых правил может обернуться штрафом в $5 тыс. и исключением компании из реестра. Хуже придется собственникам фирм: их будет ждать уголовная ответственность. К слову, ранее в Росфинмониторинге сообщили, что нашли более 4 тыс. офшорных компаний, принадлежащих российским депутатам и чиновникам.
Как пишет Bloomberg, в начале января банки Кипра запросили как минимум у двух российских бизнесменов информацию о происхождении денег. Предприниматели не смогли удовлетворить запрос, и им пришлось закрыть счета.