Порты Ленобласти удобрят
«Уралкалий» и «Уралхим» ищут альтернативу Прибалтике
Крупнейшие производители удобрений «Уралкалий» и «Уралхим» ищут варианты для переноса перевалки из Прибалтики в отечественные порты. Сейчас идет выбор площадки для строительства нового терминала. Власти Ленобласти предложили пять мест, расположенных в регионе, которые имеют перспективы развития портовой инфраструктуры. По оценкам аналитиков, инвестиции в портовый терминал могут составить до 50 млрд рублей.
Правительство Ленинградской области предложило пять территорий региона для строительства современного порта для перевалки химических удобрений. Интересантом проекта выступили АО "ОХК "Уралхим"" и ПАО "Уралкалий", которые намерены постепенно перенести объем перевалки из портов Балтии (в частности, Латвии) на отечественную землю.
В пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти сообщили, что накануне состоялась встреча главы региона Александра Дрозденко и представителей холдингов с заместителем министра транспорта РФ Юрием Цветковым. Всего было выбрано пять предложений для размещения терминала по перевалке органических удобрений: в устье реки Луги (две площадки), а также в портах Приморск, Высоцк и Выборг.
"Наши специалисты и представители компаний сделают комплексный анализ всех площадок с точки зрения глубин, сопутствующей инфраструктуры, транспортной доступности и юридических вопросов",— подвел итог этой встречи Александр Дрозденко.
По его словам, "Уралхим" и "Уралкалий" должны принять решение по размещению портового объекта в течение трех-четырех месяцев.
В "Уралхиме" и "Уралкалии" отказались от комментариев по поводу развития перевалки удобрений в отечественных портах. По данным "Ъ", компании рассматривают земельные участки площадью около 20 га, с глубиной причала не менее 16 м и железнодорожными путями.
Ожидается, что холдинги увеличат перевалку азотных удобрений — на 2 млн тонн к 2022 году, калийных удобрений — на 2 млн тонн к 2023 году (с возможностью переваливать еще 1 млн тонн к 2024 году). К 2023 году компании планируют полностью перевести экспорт удобрений на российские порты.
Сегодня АО "ОХК "Уралхим"" владеет двумя терминалами в Риге и Вентспилсе, необходимость перевалки на них связана с безальтернативностью и существующими нормативными ограничениями на перевалку опасных грузов в России, говорится в документах к совещанию (имеются в распоряжении "Ъ"). На терминалах в Прибалтике перегружается около 2 млн тонн удобрений в год, в том числе около 0,5 млн тонн аммиака. "Уралкалий" грузит основные объемы через принадлежащий компании Балтийский балкерный терминал (ББТ) в морском порту Петербурга.
Осенью 2018 года "Уралхим" и логистическая компания "Ультрамар" подписали соглашение, в рамках которого последняя обещает построить терминал минеральных удобрений в Усть-Луге с потенциальной мощностью 12 млн тонн в год. В 2017 году ООО "Приморский УПК" (на 100% принадлежит Рамису Дебердееву) также объявило об инвестировании около 77 млрд рублей в терминал для перевалки минеральных удобрений, зерна, генеральных, накатных и контейнерных грузов в порту Приморск. Ранее "Фосагро" совместно с "Ультрамаром" также ввели терминал по перевалке минеральных удобрений в Усть-Луге мощностью 2 млн тонн.
По итогам 2018 года в Ленинградской области зафиксировано падение грузооборота в портах. По словам специалистов, это связано с сокращением отгрузки нефтепродуктов. Так, морские порты региона — Усть-Луга, Приморск, Высоцк и Выборг — переработали больше 172,8 млн тонн различных грузов, что составило 96% объема по сравнению с 2017 годом. Наибольшее падение грузооборота показал порт Приморск, где было перевалено 53,4 млн тонн или 96% от объемов 2017 года.
По данным администрации морских портов Балтийского моря, за 2018 год в порту Санкт-Петербург отгружено 7,3 млн тонн минеральных удобрений (сокращение на 10% к 2017 году), в порту Усть-Луга — 3,6 млн тонн (рост на 13%), в порту Выборг — 0,5 млн тонн (рост на 13%).
Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова отмечает, что инвестиции в строительство портовой инфраструктуры для перевалки органических и минеральных удобрений в Ленобласти могут составить 35-50 млрд рублей.
"Большая доля минеральных удобрений производится для экспорта, особенно это касается рынка калийных удобрений ("Уралкалий"), где счет мировым производителям ведется на единицы и, по оценкам, России принадлежит 25% мирового рынка калийных удобрений. Тем не менее, успешно экспортируются и другие, более распространенные виды удобрений — азотные и азотно-фосфорные",— замечает аналитик.
По ее словам, прогноз мирового спроса на минеральные удобрения в основном оптимистичный, поэтому инвестиции в перевалку грузов вполне оправданы.
По мнению эксперта-аналитика АО "Финам" Алексея Калачева, говоря о вложениях в портовую инфраструктуру для "Уралкалия" и "Уралхима", необходимо отталкиваться от минимального порога в 650 млн рублей — именно столько было вложено в развитие терминала "Смарт Балк" в Усть-Луге с пропускной способностью до 2 млрд тонн удобрений в год.
Генеральный директор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров отмечает, что часть новых мощностей ориентирована на экспорт не через порты Северо-Запада: так, в 2019 году "Еврохим" значительно увеличит отгрузки с Гремячинского ГОКа и направит от 500 до 800 тыс. тонн удобрений преимущественно в адрес Туапсинского балкерного терминала, а с Усольского калийного комбината в 2019 году более 500 тыс. тонн будут направлены преимущественно в порт Мурманск.