Депутаты ищут выход из городского тупика
В Димитровграде второй раз срываются выборы мэра
Димитровград (Ульяновская область) снова останется без мэра из-за того, что члены комиссии, назначенные гордумой и губернатором для отбора кандидатов, стоят на противоположных позициях. Депутаты гордумы обдумывают, на какой шаг пойти — внести изменения в положение о конкурсном отборе и объявить новый конкурс или же принять решение по мэру непосредственно на заседании гордумы, исходя из имеющихся кандидатов. В администрации губернатора с такими действиями не согласны и считают их незаконными. Эксперты, признавая, что есть правовой пробел, расходятся во мнениях. Одни считают, что из тупика надо выходить через переговоры, другие — что гордума вправе сама решить, кого избрать мэром.
В минувшую пятницу стало понятно, что выборы мэра Димитровграда срываются уже во второй раз — конкурсная комиссия на сайте гордумы опубликовала информацию о прошедшем в этот день заседании по отбору кандидатов на должность главы города. «По итогам голосования ни одна из кандидатур не набрала достаточного количества голосов», — говорится в сообщении. То же самое случилось в ноябре минувшего года при проведении первого конкурсного отбора.
Напомним, после изменений в региональном законодательстве, проведенных по инициативе депутатов «Единой России», с 2018 года в Димитровграде, как и Ульяновске, «двуглавая» модель (глава и сити-менеджер) заменена на «одноглавую», где глава города возглавляет исполнительную власть, но избирается депутатами гордумы из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией из желающих претендентов. Комиссия формируется из четырех членов, назначенных гордумой, и четырех — губернатором региона. Особенность Димитровграда в том, что на выборах в сентябре этого года КПРФ получила 26 мандатов из 30 депутатских мест и фактически имеет полный контроль в гордуме. В результате, из-за равенства голосов членов комиссии, стоящих на разных политических позициях, невозможно было даже избрать председателя (голос которого мог бы быть решающим при равенстве голосов).
Всего на повторный конкурс поступило 16 заявлений от претендентов. Среди них заметные фигуры — и. о. мэра Димитровграда Алексей Гадальшин, поддерживаемый областной исполнительной властью, уроженец Самары, бывший вице-губернатор Приморья (2017-2018 года, покинул пост после скандала со вторым туром) Дмитрий Братыненко, экс-директор крупнейшей средней школы региона Людмила Шишкина (в августе 2018 г. лишенная статуса кандидата в депутаты заксобрания от КПРФ по заявлению единороссов), лидер фракции КПРФ регионального заксобрания Айрат Гибатдинов. По 11 претендентам комиссия большинством голосов проголосовала против их признания кандидатами (среди них Дмитрий Братыненко и Алексей Гадальшин), по пятерым (Павел Архипов, Айрат Гибатдинов, Рамиль Хакимов, Людмила Шишкина, Владимир Дементьев) голоса «за» и «против» разделились поровну. Поскольку никто не набрал большинство, никакого решения принято не было. Однако, как сообщает комиссия, ее члены, назначенные гордумой, приложили к протоколу особое мнение, в котором «настаивали на том, чтобы пять участников конкурса, за которых проголосовала половина членов комиссии, были представлены на рассмотрение гордумы». В комиссии также отмечают, что ни по одному из этих пяти кандидатов никаких претензий по формальным конкурсным требованиям (оформление документов, образование и пр.) не было.
По словам председателя гордумы Александра Ерышева, в среду «особое мнение» будет доложено депутатам на заседании. Также будет им предложено (если к тому времени прокуратура даст положительное заключение) принять поправку в положение о конкурсе, оговаривающую, что если претенденты набрали равное количество голосов «за» и «против», то их признают кандидатами. «Это будет справедливо, потому что конкурсная комиссия только определяет по документам, отвечают ли претенденты требованиям конкурсного отбора», — сказал „Ъ“ господин Ерышев. По его словам, после изменений положения об отборе «придется объявлять новый конкурс на пост мэра, хотя не исключено, что можно будет и сразу избрать мэра из пяти имеющихся кандидатов — это сейчас прорабатывают юристы». Господин Гибатдинов считает, что депутаты вправе сразу избрать мэра из числа кандидатов, получивших равные голоса «за» и «против». Ульяновский политолог Николай Васин отмечает, что партия власти «сама заложила систему, которая хорошо работала при единороссовском большинстве, но дает обратный эффект при иной ситуации с соотношением политических сил».
Председатель совета Российского общественного института избирательного права (РОИИП) Игорь Борисов подтверждает наличие проблемы, отмечая, что «законодатели, менявшие нормы назначения глав конкретных муниципальных образований, сами создали такую ситуацию». «Опасность в том, что речь идет о нарушении прав граждан на местное самоуправление, когда наделение полномочий предусмотрено, но не реализуемо. И долго это продолжаться не может. Надо либо уходить от ломки юридических копий к переговорному процессу, либо оспаривать закон, либо обращаться в прокуратуру, чтобы она обязала соответствующую сторону принять решение», — отметил господин Борисов.
Эксперт в области избирательного права Андрей Бузин (Москва) считает, что «если такая ситуация не урегулирована законодательством, надо исходить из общих конституционных положений — «либо, по аналогии с Госдумой, после третьего раза гордуме самораспуститься, либо самой назначить мэра из оставшихся пяти кандидатов, приняв решение не по закону, который не учел этого, а по конституционному смыслу», «а там уж пусть прокурор оспаривает это решение либо нет». «Но если ничего не изменить, подобная ситуация будет продолжаться бесконечно, а допускать этого нельзя», — считает эксперт.