Контракт отправили под землю
Смольный расторгнет договоры с «Метростроем» на 124 млрд рублей
Противостояние Смольного и ОАО «Метрострой» закончилось решением города расторгнуть все контракты с генподрядчиком метростроения города. Власти объясняют этот шаг «грубым неисполнением» условий договоров и «некачественным планированием» компании, что привело к срывам срока строительства новых станций метро и задержкам по выплате зарплат рабочим. В «Метрострое» называют действия администрации Петербурга «некомпетентностью», отмечая, что компания может оспорить решение города в суде. Портфель заказов компании составляет более 124 млрд рублей. От передачи дел новому подрядчику строительство и ввод новых станций в городе может затормозиться, считают эксперты.
Как сообщали источники издания на прошлой неделе (см. "Ъ" от 17.01.2019), в случае, если банки откажутся предоставить ОАО "Метрострой" дополнительные гарантии и кредиты, город будет расторгать контракт с компанией. "Ни одно кредитное учреждение не взяло на себя обязательств предоставить ОАО "Метрострой" дополнительные банковские гарантии и кредиты",— отмечают в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Достраивать объекты за подрядчиком будет "Стройтрансгаз" Геннадия Тимченко, говорят источники "Ъ". В компании вчера отказались комментировать перспективы своей работы на рынке метростроения Петербурга. В КРТИ подчеркнули, что нового подрядчика город определит на конкурсе.
Всего у Смольного заключено четыре действующих контракта с "Метростроем" на строительство "зеленой" (31,7 млрд рублей), "фиолетовой" (33,9 млрд рублей), "оранжевой" (20,8 млрд рублей) и строящейся шестой "коричневой" (37,8 млрд рублей) веток метро. Из них 66,8 млрд рублей КРТИ (в лице заказчика "Дирекции транспортного строительства", ДТС) подрядчику оплатил. На рассмотрении ДТС находятся работы на 23,9 млн рублей. "Метрострой" не погасил аванс на 2,8 млрд рублей.
"Метрострой" также достраивал стадион "Санкт-Петербург". Сейчас компания выполняет работы по модернизации Северной верфи в Петербурге, строительству музейного центра в Ленобласти.
"Метрострой" ввел станции "Новокрестовская" и "Беговая" на 3,5 месяца позже срока, в декабре сорвал сдачу трех станций Фрунзенского радиуса ("Проспект Славы", "Дунайский проспект" и "Шушары") на полгода. В КРТИ также уточняли, что станция "Горный институт" будет открыта не в ноябре 2019 года, как было запланировано по контракту, а в 2021 году. В компании отмечают, что заказчик "завел ситуацию в тупик": намеренно затягивал приемку оплаты работ, снижал стоимость контракта, не предоставлял площадки под строительство и проектно-сметную документацию. "Заказчик не осознает всех последствий, к которым неизбежно приведет расторжение контрактов. В частности, нависнет угроза безопасности уже существующих подземных выработок и сооружений, расположенных на поверхности в зоне ведения подземных работ. Даже однодневный простой выработки без соответствующего содержания может привести к аварийной ситуации. Халатное отношение должностных лиц заказчика может привести к техногенной катастрофе, и не понимать этого — недопустимо",— грозят в "Метрострое".
В конце прошлого года стало известно, что Смольный внес в план-график госзакупок конкурс на поиск подрядчика, который до мая 2019 года должен будет завершить работы по строительству трех станций Фрунзенского радиуса метрополитена за 8,2 млрд рублей. Экс-вице-губернатор Петербурга Игорь Албин заявлял, что интерес проявляют московские строительные компании.
Сразу после новогодних каникул Федеральная налоговая служба (ФНС) подала банкротный иск к ОАО "Метрострой". Сумма исковых требований составляет более 800 млн рублей. На момент сдачи номера решения о принятии иска к производству не было. Общий долг ОАО "Метрострой" составляет 15 млрд рублей, из них 14 млрд рублей — это банковские гарантии. Крупнейшими гарантами "Метростроя", по данным источника "Ъ", являются банк "Россия" (размер банковской гарантии 3,5 млрд рублей), Газпромбанк (1,8 млрд) и Россельхозбанк (0,9 млрд). В банках запросы "Ъ" игнорируют.
На фоне нарастающего скандала, связанного со сдачей Фрунзенского радиуса, Смольный активизировал попытки приобрести контрольный пакет в ОАО "Метрострой". Тем не менее, вчера в связи с новыми обстоятельствами дела в правительстве не комментировали дальнейшие планы города.
Расторжение контрактов с "Метростроем" потребует новых согласований проектов с другими подрядчиками, на это уйдет до нескольких месяцев, говорит аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова, затрудняясь оценить шансы "Метростроя" на победу в суде. Из-за этого строительство и ввод новых станций в городе может затормозиться, заключает эксперт. На практике подача заявления о признании предприятия банкротом означает, что у должника масса проблем, в связи с этим шансы на сохранение контрактов с городом очень низки, говорит партнер юридической компании "Рустам Курмаев и партнеры" Дмитрий Клеточкин. "Ключевыми критериями определения нового подрядчика будет наличие опыта выполнения работ, необходимых для этого техники и технологий. Понятно, что это очень ограниченный круг компаний, но рынок есть. Например, в развитии московского метрополитена участвуют как минимум пять компаний",— подчеркивает эксперт.