Бездоговорная цена
Кто и что потеряет от аннулирования ДРСМД
Отказ от Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), который был подписан Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом в декабре 1987 года и позволил ликвидировать целый класс вооружений дальностью от 5500 до 500 километров,— событие эпохальное: открываются шлюзы новому витку гонки вооружений. Ее масштабы оценить пока сложно, зато нетрудно представить ключевых участников и проекты новых видов вооружений.
Вслед за Вашингтоном Москва также приостановила свое участие в Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Заключенный 32 года назад с бесконечным сроком действия, он, видимо, приказал долго жить. Стороны упрекают друг друга в его нарушении и не собираются идти навстречу требованиям, в том числе и ультимативным, партнера по соглашению. В течение шести месяцев, которые отвели США России на «возвращение к исполнению условий ДРСМД», а точнее, на уничтожение ракеты 9М729, которая, как они считают и в чем убедили страны НАТО, летает дальше разрешенных 500 км, российские военные ничего делать не станут. Так же как не станут американские военные отказываться от использования ракет-мишеней, которые летают на двигателях от якобы уничтоженной ракеты средней дальности «Першинг-2», пусковых стаканов Mk-41 системы ПРО Aegis Ashore, куда можно загружать как противоракеты SM-3, так и крылатые ракеты большой дальности Tomahawk, а также ударных беспилотников с подвешенными к ним ракетами, которые в Москве считают грубым нарушением ДРСМД.
Договор этот, как считают многие специалисты, уже не спасти. Несмотря на обещание тех же европейских политиков, вроде Ангелы Меркель, сделать все возможное и невозможное, чтобы он остался жить.
Увы, задача эта нереальная, тем более если считать виновной в ее провале только одну сторону. Но мы сейчас не об этом. Давайте подумаем, кому выгодно и не выгодно прекращение действия ДРСМД.
Что нужно знать о договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
История, суть и важность договора — в материале “Ъ”
Ответ на первую часть вопроса очевиден. Конечно, военно-промышленному комплексу США. Крупнейшим оборонным агломератам Соединенных Штатов — Boeing, Raytheon, McDonnell Douglas, Northrop Grumman, United Technologies… Дональд Трамп, когда боролся за кресло президента, обещал американскому ВПК новые заказы и новые рабочие места. Выход из ДРСМД открывает простор и для военных заказов, и для инженерно-технических вакансий. Тем более что речь идет не только о ракетах, а о системах обеспечения пусков — дополнительных разведывательных БПЛА, электронно-вычислительных комплексах, системах РЭБ, навигации, связи, боевой инфраструктуре, а также о новых должностях и структурах в Пентагоне и непосредственно в войсках.
Военный бюджет 2019 года уже получил 58 млн долларов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по новой крылатой ракете наземного базирования среднего радиуса действия. Это произошло за несколько месяцев до того, как США решили приостановить свое участие в ДРСМД. Нетрудно догадаться, какие бюджеты получит Пентагон через шесть месяцев, когда срок ультиматума перед Россией закончится. Это будут суммы гораздо большие, чем на НИОКРы.
Отказ от ДРСМД ставит и отечественному ОПК новые задачи и новые перспективы. Бюджет Пентагона (750 млрд долларов) и бюджет Минобороны России (46 млрд долларов) несравнимы. Однако президент России Владимир Путин уже поручил министру обороны Сергею Шойгу подумать о том, как «приземлить» крылатую ракету морского базирования «Калибр-М» на суше, и глава военного ведомства пообещал, что это будет сделано — в рамках уже отпущенных на Гособоронзаказ средств. Россия не собирается втягиваться в гонку вооружений с Соединенными Штатами, помня о печальном опыте СССР, экономика которого не выдержала конкуренции с американской, что стало одной из причин развала великой страны. Потому ответ на выход США из ДРСМД будет зеркальным, но адекватным — российская армия получит необходимое и достаточное, чтобы ни у кого не появилось соблазна испытать ее боевые возможности.
Это «необходимое и достаточное» — неплохой приз для перераспределения заказов внутри Гособоронзаказа 2018–2027 годов, на который бюджетом отведено на ближайшие годы 20 трлн рублей. Только на этот год им отпущено 1,5 трлн рублей. Это хорошие деньги, в том числе и для новых крылатых и гиперзвуковых ракет. Не откажутся от новых вооружений и сопутствующего им оснащения и российские военные. Ведь это еще (так же как для их заокеанских коллег) новые структуры, должности, карьерный рост. Единственным, кто здесь проиграет, станет гражданское общество страны. В нем снова оживут алармистские настроения, возникнет беспокойство по поводу новой, теперь ядерной войны, продолжатся бесконечные споры, куда лучше направлять бюджетные средства — на образование, медицину, культуру или на армию.
Но все же в первую очередь от выхода США из ДРСМД пострадает… Европа, которая сейчас почти единогласно, опираясь на евроатлантическую дисциплину, поддерживает Вашингтон.
Где США через несколько лет разместят свои ракеты средней и меньшей дальности? Естественно, на Старом континенте. Потому что именно оттуда они смогут достать ими Россию, угрожать ее ракетным базам и промышленным центрам. И это несмотря на клятвенные обещания нынешней администрации Белого дома, которыми они, кстати, и убедили страны НАТО, что американских ракет в Европе не появится.
Правда, те, кто способен критически взглянуть на американские обещания, знает, что им — грош цена. Выход США из климатического соглашения, соглашения с Ираном по ядерной проблеме, манипуляции с тарифами на сталь и алюминий, не говоря уж об отказе от разоруженческих договоров — по ПРО, от ратификации ДОВСЕ, Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний, а сегодня и ДРСМД,— не дает основания верить Вашингтону не только на слово, но и подписанным им документам. Но оставим эти мысли для европейских политиков.
Подумаем о том, к чему приведет размещение американских ракет в Европе. В Центральной или Восточной. К тому, что российские военные вынуждены будут реагировать на это: нацеливать свои ракетные комплексы на места размещения американских ракет, а заодно и на те страны, что предоставили им свою территорию. Ни для кого, думаю, не секрет, что румынский городок Девеселу, где США разместили свою базу ПРО Aegis Ashore c противоракетами SM-3, а может, и крылатыми ракетами большой дальности Tomahawk, уже в прицеле наших генералов. Как, впрочем, и польский городок Редзиково, где США разворачивают такую же базу. Не уверен, что европейцам будет уютно жить, зная, что рядом с ними расположены части, над которыми занесен дамоклов меч ответного удара российских ракетчиков или летчиков дальней авиации. Это усилит раскол внутри ЕС и НАТО, противостояние между пацифистами и сторонниками жесткой линии против России, правыми, левыми и прочими политиками, партиями и общественными движениями.
Конечно, все это не приведет к улучшению отношений между Европой и Россией. К санкциям и контрсанкциям добавится страх взаимного уничтожения — это им надо?! Кстати, уже сегодня на санкционной политике европейские страны ежегодно теряют, по разным подсчетам, до 100 млрд долларов. А США зарабатывают на торговле с Россией, используя закупленные двигатели для ракет, титановые заготовки для своих Boeing, урановое топливо для АЭС,— до 7 млрд долларов. После размещения американских ракет в Европе отрицательное сальдо в торговле ЕС с Россией, думаю, резко увеличится. Об этом, уверен, знают и в Берлине, в Париже, в Брюсселе, потому и обещают некоторые политики сделать все, чтобы сохранить ДРСМД. Правда, возможностей у них для этого практически нет.