Экспорт выезжает на ценах
Внешние поставки России в основном росли за счет конъюнктуры
По оценке Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (РЭУ), рост промышленного экспорта России в 2018 году, несмотря на санкции и торговые войны, составил 28,2%. Впрочем, как констатирует портал «РЭУ Аналитика», основную роль в этом процессе сыграл фактор повышения мировых цен на экспортируемые РФ товары, при этом несырьевой экспорт хотя и увеличился почти на 20%, отстает по темпам роста от совокупного роста внешних поставок.
Две трети российского экспорта составляют топливно-энергетические товары, «по сравнению с январем—августом 2017 года их стоимостный объем возрос на 33,9%, а физический — только на 4,3%»,— сообщается в статье доцента кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова Вадима Свирчевского. Так, объем экспорта сырой нефти в первом полугодии 2018 года сократился на 1%, а нефтепродуктов — на 3,1% в годовом выражении, это связано с обязательствами России по ограничению добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+. Одновременно объем экспортных поставок сжиженного природного газа (СПГ) за шесть месяцев 2018 года в физическом выражении вырос на 73,8% (в расчете на год) при двукратном росте в стоимостном выражении.
Поставки угля за январь—август 2018 года увеличились на 10,4%. Основным драйвером их роста стали страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые продолжают наращивать потребление угля, в то время как западные страны стараются снижать его долю в энергобалансах. Впрочем, дальнейший рост экспорта связан с ограничениями пропускной способности РЖД, которая требует существенного расширения.
Показатели экспорта несырьевых товаров — металлопродукции, продовольствия, лесобумажных товаров — оказались на треть ниже общего роста промышленных поставок за рубеж: несырьевой экспорт увеличился с начала прошлого года на 19,6%. При этом рост показателей внешней торговли несырьевого сектора также в большей степени обеспечивало повышение цен. Наибольшие темпы роста в январе—августе 2018 года показали металлопродукция (33%), продовольствие (31%), лесобумажные товары (25%) и непищевая сельхозпродукция (20%). При этом стоимостный объем экспорта химических товаров возрос на 13,5%, а физический — на 3,9%. Росли цены и в лесной и целлюлозно-бумажной отрасли: стоимостный объем экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий увеличился на 21,3%, а физический — на 2,3%.
Главный экономист Всемирного банка по РФ — о потенциале роста российской экономики
О том, как выглядит с точки зрения Всемирного банка потенциальный рост российской экономики, почему он замедлялся в последние годы и существуют ли инструменты, позволяющие переломить эту тенденцию,— в своей статье специально для “Ъ” объясняет Апурва Сангхи, главный экономист ВБ по России.