«В итоге бизнес оказался тяжелым»
Юрий Митин — о проекте Optoro
Обозреватель «Коммерсантъ FM» Юрий Митин рассказывает о том, какие трудности пережил стартап по сбору и сбыту подержанных и бракованных товаров Optoro.
Опрометчивые предприниматели часто думают, что готовы заниматься одновременно разными по своей специфике вещами. Запуская стартап с нуля, лучше сосредоточиться на чем-то одном, а остальные виды деятельности развивать постепенно. Риск потерять капитал из-за нелогичной стратегии внедрения новых услуг и товаров может привести к краху компании.
В 2004 году студент Брауновского университета Тобин Мур затеял небольшой бизнес по перепродаже подержанных товаров. Сидя в комнате общежития, он думал о простой выгоде: он зарабатывает, а компании больше не ломают голову над тем, куда деть бракованную вещь. После окончания вуза Тобин не забыл про свою университетскую мечту и уже вместе с другом Джастином Лешером продолжил разрабатывать стратегию. Они взяли $350 тыс. в банке по 37 кредитным картам с нулевым процентом. Кризис 2008 года заставил их закрыть дело, но уже через два года проект возродился с новым названием Optoro.
У компании появилось несколько направлений. Во-первых, сбор, оценка и сбыт подержанных товаров через свой сайт. Для эффективной обработки и оценки товаров было создано собственное программное обеспечение, а для сбора была собрана команда по доставке. Во-вторых, была отлажена переработка товаров. В-третьих, собственная база данных могла предложить клиенту взамен старого товара новый, с похожими параметрами и ценой. В итоге бизнес оказался тяжелым, на самоокупаемость было выйти невозможно без дополнительных вложений.
В конце 2012 года в проект инвестировали венчурные компании Grotech Ventures — $7,5 млн и Revolution Growth — $23,5 млн.
Финансовые результаты
Сегодня Optoro — это технологическая компания, которая помогает розничным торговцам оптимизировать управление возвращенными или избыточными товарами. С помощью различных каналов сбыта компания позволяет потребителям экономить деньги, а также сокращает экологические отходы. Инновации в сфере бракованных товаров оценили 13 инвесторов. Суммарно в стартап вложили почти $245 млн. Прошлогодний доход компании составил более $50 млн.