Ангелы и денежки
Папа римский реформирует хор Сикстинской капеллы
Один из самых знаменитых и почтенных хоровых коллективов планеты, ватиканский хор Сикстинской капеллы, переживает непростые времена. Сначала вокруг хора месяцами вились слухи о финансовых злоупотреблениях, теперь же папа Франциск специальным motu proprio лишил его многовековой автономии. Что все это значит для секулярного слушателя, объясняет Сергей Ходнев.
Волна обвинений в харрасменте, в прошлом году захлестнувшая в том числе и симфонические коллективы, и церковные хоры, Ватикана не коснулась. Все банальнее: если верить инсайдерским сведениям, муссировавшимся уже давно, ватиканские власти были недовольны тем, как вел дела Микеланджело Нарделла, исполнявший обязанности директора хора (а заодно, очевидно, и его главный дирижер, монсеньор Массимо Паломбелла). Речь могла идти о хищениях и отмывании денег. Только осенью официальный Ватикан осторожно признал, что расследование «экономически-административных аспектов» деятельности хора Сикстинской капеллы ведется уже несколько месяцев, причем санкционировано оно лично папой. Судя по последним известиям от пресс-службы Святого престола, расследование не завершено до сих пор.
И вот теперь издано motu proprio (род папского рескрипта), которое круто меняет административное положение хора — впервые за многие века. Никто не скажет с полной достоверностью, когда именно возник папский придворный хор, но очевидно, что никак не позже понтификата Григория Великого (590–604), реформатора римского богослужебного уклада, с чьим именем по обычаю связывают возникновение «григорианских распевов». С XV века, когда была построена нынешняя «домовая церковь» Ватикана, Сикстинская капелла, хор (официальное название которого — «Папская музыкальная капелла») и называют в просторечии «хором Сикстинской капеллы». До сих пор хор в административном смысле был в общем-то автономен, хотя формально, как часть папского дворцового хозяйства, относился к ведению префектуры папского дома. Отныне же хор подчинен ватиканскому управлению богослужений. Руководителем его назначен папский церемониймейстер, монсеньор Гвидо Морини, который должен «направлять всю деятельность хора Сикстинской капеллы в литургической, пастырской, духовной, художественной и образовательной областях». А экономической деятельностью будет заведовать архиепископ Гвидо Поццо.
Для специалистов по внутренней жизни Ватикана это просто еще одно свидетельство постепенной реформы всей Римской курии — старинные учреждения, многие из которых восходят к Средневековью, в ХХ веке уже частью ликвидировали, частью серьезно трансформировали, теперь же налицо новое неспешное переформатирование. Меломанам же тут интересно совсем другое.
Для хора Сикстинской капеллы написаны многие из великих произведений западной духовной музыки. Собственно, он и воспринимался веками как авторитетнейший носитель большой музыкальной традиции — ревнивый, замкнутый, с причудливыми обыкновениями (так, обет безбрачия для «ангелов»-хористов был отменен только в ХХ веке). Побывать в Риме и не послушать, как папские певчие поют в Сикстинской капелле,— когда-то это был для уважающего себя туриста нонсенс. Разумеется, многое изменилось: хор не только поет за богослужениями вне пределов родной ватиканской капеллы, но и дает концерты по всему миру, в том числе на обычных филармонических площадках, и публика часто бывает радешенька — обаяние одного из главных ватиканских брендов делает свое дело.
Дирижер Массимо Паломбелла еще со времен Бенедикта XVI, с 2010 года старался, в частности, интенсифицировать внебогослужебную деятельность хора и всячески привлечь к нему внимание широких слушательских масс. Знаменитый лейбл Deutsche Grammophon успел выпустить несколько коммерческих записей хора Сикстинской капеллы — для одной под расписанными Микеланджело сводами впервые разместили полноценное студийное оборудование, в другой приняла участие Чечилия Бартоли (тоже впервые: женщины с папским хором не пели никогда). В прошлом году хор должен был отправиться в огромное и, очевидно, дорогостоящее турне по Соединенным Штатам, но его отменили без объяснения причин. Летом, по приглашению той же синьоры Бартоли, хористы должны выступить на фестивале в Зальцбурге, но теперь непонятно, доедут ли.
Есть и еще одно артистическое обстоятельство. Сейчас прославленная позднеренессансная и раннебарочная хоровая музыка, произведения Палестрины, ди Лассо, Аллегри или де Виктория, ни в коем роде не ватиканский специалитет. Их во множестве исполняют (и записывают) специализированные светские хоры, и исполняют зачастую в совершенстве,— это по-прежнему важный элемент текущих музыкальных мод. Сам ватиканский хор, с другой стороны, с его нынешней зычно-оперной манерой не очень соответствует представлениям о возвышенно-бестелесной, неземной музыке. Именно над манерой хор как раз и пытался потихоньку работать в последние годы. Вопрос в том, удастся ли ему эту вообще-то геркулесову работу довести теперь до конца — или же за образцовым исполнением писавших для Ватикана великих полифонистов так и придется адресоваться к каким-нибудь английским, бельгийским или немецким хористам.