Урал запустит франшизы
Фонд поддержки предпринимательства создает центр франчайзинга
На базе Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) в 2019 году планируется создать региональный центр франчайзинга Ural Franchising. Он займется анализом рынка франшиз, а также «упаковкой» бизнесов региональных предприятий и продажей их предпринимателям. По словам руководства фонда, это один из способов увеличить в регионе число субъектов МСП. Однако создание франшиз интересно не всем предпринимателям в регионе. Сейчас, по данным СОФПП, в Свердловской области порядка 20 региональных франшиз.
О создании на базе СОФПП регионального центра франчайзинга Ural Franchising в среду на пресс-конференции рассказал директор фонда Илья Сулла. «Существует четыре способа увеличения числа малых предприятий и занятости в них людей: развитие существующих, возникновение новых, привлечение предприятий из других регионов и тиражирование существующих бизнесов,— пояснил господин Сулла.— Если предприниматель берет готовую модель бизнеса, это позволяет ему снизить риски и повысить выживаемость, получить помощь со сбытом и продвижением. Поэтому мы считаем это перспективной историей».
Создание структуры не потребует серьезных финансовых затрат со стороны СОФПП, подчеркнул господин Сулла: «Наши сотрудники за зарплату, которую они получают в любом случае, будут делать дополнительную работу». Новая структура займется организацией биржи франшиз, что позволит проанализировать рынок и интересы региональных предпринимателей. «С другой стороны, мы предложим существующим в регионе бизнесам услуги по упаковке франшиз. Это станет дополнительной возможностью для увеличения бизнеса и привлечения новых людей и инициатив»,— отметил Илья Сулла. «Упаковывать» планируется в основном сферу услуг — образовательных, медицинских и других.
Сейчас, по данным фонда, в Свердловской области порядка 20 региональных франшиз. Ситуация на рынке не настолько благоприятная, чтобы один предприниматель смог поднять бизнес, полагает директор Салонов красоты Мотчаного Владимир Мотчаный, поэтому компании растут, объединяя свои ресурсы с другими. По его мнению, центр на базе СОФПП поможет компаниям организовать встречи с заинтересованными в покупке франшизы предпринимателями региона. «У нас есть преподаватели, бизнес-тренеры, уникальный продукт и технологии. Но у нас не хватает ресурсов, чтобы в других городах организовывать людей, которые заинтересуются этим направлением. А у фонда есть офисы, где они этим занимаются»,— отметил господин Мотчаный. В другой региональной компании — сети кофеен «Французский пекарь» заявили “Ъ-Урал”, что о создании такого инструмента не слышали. «Сейчас нам делать франшизу не интересно, потому что мы к этому пока не готовы»,— подчеркнул руководитель сети Дмитрий Дмитриев.
Эксперты отмечают, что в 2017–2018 годах тенденции роста франчайзингового рынка на Среднем Урале была на общероссийском уровне — 7–10% в год. «Сверхтенденции наблюдаются там, где власти города уделяют очень большое внимание развитию франчайзинга. В 2017–2018 годах в Екатеринбурге внимание к этому немного уменьшилось»,— пояснил представитель Российская ассоциация франчайзинга в Тюменской области Андрей Разуваев. Однако, по его словам, в регионе есть компании, которые показали серьезную динамику: например, бренд «Пивко» за короткое время стал лидером по числу открытых в России точек.
При этом существует и «заработок на продаже презентаций». «Бизнес, который может быть не особо успешным, обращается к упаковщикам франшиз, которым неважно, что упаковывать,— они зарабатывают деньги. За один-два месяца создается обертка, запускается рекламная кампания и начинается продажа. Вне зависимости от того, есть ли в компании отдел франчайзинга»,— отметил господин Разуваев. По его данным, на старте такая презентация может стоить 150–200 тыс. руб.