Цвет улицы

Елена Стафьева об открытии Bape в ЦУМе

В ЦУМе открывается pop-up A Bathing Ape. A Bathing Ape, или Bape, как ее традиционно называют,— это без всякого преувеличения легендарный японский бренд, который, конечно, хорошо было бы получить в Москве еще 15 или даже 20 лет назад, но тогда это было из разряда несбыточных мечтаний. Да и сейчас это настоящее событие

В 1993 году Nigo (это псевдоним Томоаки Нагао), молодой человек, поучившийся в колледже и поработавший стилистом и редактором в глянце, открыл в той части Сибуи, которая называется Харадзюку, магазин, продававший футболки, толстовки и худи с принтами и в ярком камуфляже. Харадзюку —легендарное место в истории японской молодежной фэшн-субкультуры. Если говорить очень лапидарно, то во многом именно ему мы обязаны тем, что ни в одной фэшн-съемке и ни у одной публичной персоны не сыщешь больше сумку в тон туфлям и вообще что-либо в тон чему-либо. У Ниго через сравнительно небольшое время появилось уже несколько магазинов в разных городах мира, а сам он стал не только дизайнером худи и футболок, но и музыкальным продюсером, и в целом культовой фигурой японской поп-сцены.

Начало 90-х было великим временем для японской моды и поп-культуры: в предыдущую декаду в Париже появились Ямамото и Кавакубо и весь фэшн-мир увлекся японским концептуализмом, но теперь начался настоящий бум уличной моды и уличной одежды — и выяснилось, что японцам есть что предложить миру. И сама синтетическая фигура антрепренера-дизайнера-продюсера-художника, делавшего одновременно и моду, и хип-хоп, и коллаборация с Nike или Levis, такая характерная для современной поп-культуры, появилась в том числе благодаря японцам. Недаром Ниго среди своих кумиров называет Хироси Фудживару (настоящего культурного героя Харадзюку, дизайнера, диджея, создателя бренда Goodenough) и Джун Такахаси (создателя Undercover), с которым вместе они и открыли в 93-м в Харадзюку магазин уличной моды Nowhere. Оттуда и разовьется A Bathing Ape, названная в честь знаменитой «Планеты обезьян» (ну и еще в честь ленивой привычки молодого поколения болтаться в традиционной японской 40-градусной ванне, которую принимают по вечерам, до тех пор, пока вода не станет еле теплой).

Все, что было дальше,— а дальше Ниго выстроил то, что принято называть «империя» с 19 разными по концепции, но выстроенными вокруг Bape, магазинами только в Японии, плюс еще во всех мировых столицах, в 2011 году продал все гонконгской группе I.T, а в 2013 году покинул компанию — только закрепило совершенно уникальное место Bape в истории современной фэшн-индустрии. И дело не только в том, что Ниго превратил уличный стиль в серьезный бизнес и в серьезный источник влияния на всю индустрию моды, но прежде всего в том, что сам феномен streetwear во многом его рук дело. И все семантическое поле, которое сейчас выстроено вокруг streetwear — от сникерхедов и хайпбистов до Канье и Вёрджила,— тоже плоть от плоти Bape.

Но еще важнее, что именно японцы тогда, в начале 90-х, и Ниго с Такахаси среди первых, придумали сам феномен дропа — маленькой компактной коллекции, появляющейся в магазине каждую неделю. Идею сначала переняли все бренды streetwear, от кроссовочных до скейтерских и серферских,— а потом он как-то внезапно стал вообще главной моделью работы всей фэшн-индустрии и сейчас теснит сезонные коллекции, полностью победив всеми забытый see now buy now. То есть, проще говоря, без Bape не было бы никакого Supreme и никакого Вёрджила Абло во главе мужского подразделения Louis Vuitton (в кроссовках Snake Bape Sta Low Абло вышел на поклон на последнем показе LV AW19).

A Bathing Ape не забывает о своих базовых ценностях, и все они сейчас окажутся в Москве: это футболки и свитшоты с принтами Ape Head, знаменитые Shark Hoodie, много фирменного камуфляжа Bape Camo, в том числе в самых ярких расцветках, вообще много цвета. Начнут с мужской одежды и обуви и аксессуаров, а в будущем обещают и отдельные женские и детские линии. Систему дропов, важнейшую для Bape, обещают свято блюсти и возить вещи самолетом из Японии. А также обещают специальный дроп, сделанный для России.

Еще один маленький, но интересный момент, связанный с A Bathing Ape: тот тип concept store, то есть концептуального магазина, каким мы его знаем последние 20 лет,— где не только и даже не столько висит на вешалках и продается одежда, сколько происходит модная жизнь, то есть бездна всего, от уроков танцев и выставок до pop-up-баров и лекций,— он сформировался тоже благодаря Bape, который объединял и парикмахерскую, и кафе, и арт-пространство и пр. Вряд ли нам в Москве светит что-то такое от Bape прямо сразу, но, по крайней мере, есть к чему стремиться.

В финале же хочется сказать вот что: вначале мы несколько посожалели, что A Bathing Ape не пришла к нам 20 лет назад, но на самом деле сейчас, когда большая мода буквально живет по ее заветам, то есть дропами, коллаборациями и streetwear, момент ее появления в Москве выглядит вполне символически. И то, что pop-up Bape откроется в окружении таких же поп-апов главных гигантов индустрии, само это совпадение в пространстве и времени тоже как будто бы специальный знак текущей повестки.

Вся лента