Загоревшиеся в Черном море танкеры могли не попасть в порт из-за санкций США. Керченский порт не пустил судно «Маэстро» в свою акваторию, поскольку оно фигурировало в черных списках американского Минфина, пишет Reuters со ссылкой на источники. Из-за этого танкеры устроили перегонку газа в нейтральных водах. Так ли это? И какие еще причины могли заставить экипаж не войти в порт? Разбирался Иван Якунин.
Фото: РИА Новости
Оба судна, как выяснил Reuters, принадлежат турецкой компании Millennium Denizcilik Gemi, которая попала в санкционные списки еще в 2015 году за то, что поставляла топливо в Сирию. В черных списках тогда появились и сами танкеры: «Маэстро» и «Венис». Второе с тех пор переименовали в «Канди», поэтому оно без труда зашло в порт, а вот у «Маэстро» возникли проблемы с допуском, решение о котором якобы принимал российский газовый терминал «Мактрен-Нафта». Там не прокомментировали, так ли это, и куда должен был пойти сжиженный газ. Первый замруководителя Российского профессионального союза моряков Игорь Ковальчук предположил, что топливо снова предназначалось для нежелательных для американского Минфина юрисдикций: «Одно из этих судов получило груз в порту Темрюк и, похоже, пыталось этот груз перегрузить на другое судно.
Но с учетом того, что суда уже были замечены в таких операциях “серо-черных”, то вполне вероятно, что груз был получен официально, а попытка перегрузить этот груз, возможно, преследовала цель доставить его в другое место — в Сирию, в Ливию или еще куда-то».
Вообще, для перегонки легковоспламеняющегося топлива нужно береговое оборудование, говорят специалисты. А в условиях неспокойного моря говорить о безопасной передаче вообще сложно. Но, помимо каких-то законодательных ограничений, мотивация у экипажа могла быть экономической, полагает бывший министр транспорта Крыма Анатолий Цуркин. В интервью «Ъ FM» он отметил, что за остановку в нейтральных водах в отличие от порта не надо платить: «Это снижение налоговых нагрузок. Потому что товар экспортируется на офшорные компании по минимальной цене. Да, этот товар уже на рейде перепродается по другой, более высокой цене, перегружается. Далее двигается уже к потребителям. Помимо захода в порт требуется встать в очереди — это простой этап рейса. После необходимо оплатить лоцманские проводки, портовые сборы, допустить на судно контролирующие органы, в том числе пограничные — довольно дорогостоящий процесс».
По словам Цуркина, в нейтральных водах около Крыма, за 12 миль от берега, уже давно стоят грузовые суда, выполняя роль плавучего склада. Потом они якобы перегоняют товар на еще более вместительные корабли по низкой стоимости — от $2 до $10 за тонну. Правда, обычно речь идет о зерне и других товарах, которые перекладывать безопасно. Последствия этого инцидента теперь будет расследовать международная комиссия, говорит председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев, а вот вмешаться в планы моряков она никак не могла: «Это международные воды, поэтому это вопрос Международной морской организации, есть такой институт в мире, который должен наводить порядок. Когда выходят из тех или иных портов, контролирующие органы должны предупреждать жестко. Физически вмешаться в это никто не мог».
Сейчас, по словам морских юристов, следователи должны изучить документы порта Темрюк, чтобы установить детали: где и кем был добыт этот газ, как он попал на борт судна, кому предназначался и прочее. Молчание хранит и компания-владелец танкеров. Без их сведений установить обстоятельства и реальную причину аварии следователи едва ли сумеют.
В результате аварии погибли 10 человек, еще 10 числятся пропавшими без вести, а 12 были спасены. Россиян среди экипажей не было.