Закон об оскорблении власти прошел первый фильтр
Как его прокомментировали депутаты и известные россияне
За оскорбление власти можно будет попасть под арест. Госдума одобрила в первом чтении законопроект, который устанавливает за это арест на 15 суток или штраф до 5 тыс. для физлиц и до миллиона рублей для юрлиц. Карать будут за явное неуважение к обществу, символам государства и органам госвласти, выраженное «в неприличной форме». Это не только публичные выступления в СМИ, но и высказывания в интернете. Что именно будет считаться оскорбительным для власти? В Госдуме пытались найти ответ на этот вопрос — в результате разгорелась дискуссия. «Ъ FM» выбрал самые яркие доводы за и против нового законопроекта.
Николай Коломейцев, КПРФ: «Если у вас есть пятитысячная купюра или тысячная, посмотрите, там стилизованный герб, который фактически кастрирует изображение герба. Является ли это неуважением к государственному символу Российской Федерации? И кого в данной ситуации — Банк России, Минфин, Госзнак — прилечь к ответственности?»
Вячеслав Володин, спикер Госдумы: «У нас власть народа. И, в соответствии с нашей Конституцией, народ избирает власть. Давайте уважать выбор народа. Никто не может оскорблять народ. Никто не может».
Сергей Иванов, ЛДПР: «Можно государство уважать после того, как оно официально признается, что более 20 млн живут ниже уровня бедности? И тут с трудом можно сдерживаться, чтобы в приличной форме высказывать свое неуважение. Если вы хотите, чтобы про вас не писали ничего или говорили только хорошее, — умрите. А в противном случае, пока мы живы и что-то делаем, российские граждане имеют право нас критиковать и высказывать неуважение в любой форме».
Денис Парфенов, КПРФ: «Наверное, у наших высоких руководителей не настолько тонкая душевная организация, что любое некорректное или грубое слово должно вызывать у них полное расстройство и неработоспособность».
В ходе споров депутаты привели примеры, кого стоило бы привлечь к ответственности. Среди претендентов оказался Артемий Троицкий — за то, что сравнил российских мужчин с животными. «Ъ FM» спросил у музыкального критика, что он думает о новой инициативе. «Любая критика любого не то что чиновника, а вообще любого представителя власти. Менты тоже представители власти, правда? Если вы говорите, что менты — хамы, менты — продажные, и так далее, в общем, то, что про них и так все знают, теперь это будет какая-то там статья. Можно не то что предположить, а можно быть абсолютно уверенным, что этот закон можно будет применить абсолютно в любом случае против каких-то нежелательных персонажей», — считает Троицкий.
Также в список тех, кого по мнению депутатов стоило бы наказать за неуважение властей, попала Ксения Собчак. Ей припомнили высказывание о том, что Россия — «страна генетического отребья». В интервью «Ъ FM» телеведущая и политик заявила, что не будет редактировать свои заявления: «Это фраза вообще из моей книги, поэтому я не знаю… Книги тоже у нас начнут каким-то образом цензурировать? Благодаря этой статье сделано так, что статья найдется на любого, кто хоть раз что-то написал про кого-либо. Когда закон дурацкий, это освобождает людей от его исполнения. Подобного рода законы запретительные я не считаю вообще нужным соблюдать. И не собираюсь показывать, что кого-то я там в этой Госдуме испугалась».
Формулировки настолько размыты, что критика законопроекта об оскорблении властей может попасть под статью, отмечает телеведущий, член Совета по правам человека Николай Сванидзе: «А что такое “грубая форма”? Это достаточно субъективно. Начинается это с нецензурной лексики, или мы с вами можем вспомнить немало оскорбительных слов вполне вроде бы печатных, цензурных, или есть какой-то набор жестов, которые воспринимаются как оскорбления?
Если точно не прописано, с чего начинается оскорбление, ваша критика, мягкая и интеллигентная, этого закона может быть интерпретирована как оскорбление власти».
Несмотря на все минусы, инициатива об оскорблении властей может принести пользу, считает писательница Мария Арбатова: «Я не даю вам гарантий, что никого не привлекут за критику. Но в интернете должны существовать те же самые правила приличия, которые существуют в обычной жизни. Не думаю, что этот закон будет особенно исполняться. Лично меня он не стращает. Особого ужаса не будет от этого закона, тем более что все “диванные хомячки”, которые ничего не готовы делать сами, кроме крика в интернете, они как-то научатся разговаривать хотя бы между собой».
В профильном комитете по госстроительству и законодательству заявили, что ко второму чтению текст документа могут еще немного изменить.