В кунсткамерном жанре
В Брюсселе открылась ярмарка BRAFA
В Брюсселе в 64-й раз открылась одна из старейших художественных ярмарок Европы BRAFA. 133 галереи из 16 стран мира, в том числе и из России, хотя преимущество, конечно, остается за Бельгией и Францией, представляют в выставочном комплексе Tour & Taxis все, что только можно себе представить в качестве объектов эстетического любования. Из Брюсселя — Анна Толстова.
«Создай свою кунсткамеру!» — призывает галерея Porfirius Kunstkammer из Нерейсе, заманивающая к себе эффектной композицией из загадочных деревянных штуковин, часть которых оказывается барочными дарохранительницами и резными кубками, а часть — набором вставляющихся один в другой, как матрешка, стаканчиков из коры. Причем все это не продается, а хранится в благородных частных коллекциях. В семействе Гогенцоллернов или же у антверпенского антиквара Акселя Вервордта, что прославился эстетскими выставками в венецианском палаццо Фортуни, стиравшими границы между эпохами, странами, искусством и нехудожественными артефактами, и сейчас на своем стенде точно так же красиво срифмовал римский торс эпохи Антонинов с «компрессией» Сезара. Галереи, специализирующиеся на составлении кабинетов редкостей, обожают подобные рифмы. Лондонская ArtAncient предлагает эллинистическую голову атлета (€98 тыс.), потерявшего форму в сражениях со временем и более похожего на абстрактную глыбу мрамора, наравне с гигантским яйцом вымершей в XVII веке мадагаскарской слоновой птицы (€110 тыс.) и массивной каплей сихотэ-алинского метеоритного дождя (€115 тыс.). Галерея из Ареццо Theatrum Mundi остроумно мешает настоящие советские космические скафандры (от €90 тыс.) с костюмами из «Армагеддона» и «Чужого», лунные снимки NASA — с «мокументальным космизмом» Ива Кляйна и Жоана Фонткубреты.
Вервордтовским рецептом теперь пользуется добрая половина участников BRAFA, особенно брюссельских. Галерея Le Beau — Gokelaere оживляет дизайн XX века — от Алвара Аалто до Рона Арада — живописью Карела Аппела и африканскими статуэтками. Costermans поместила в центр композиции, составленной из мебели и канделябров в стилях разнообразных Людовиков и картин старых фламандцев, скульптуру Яна Фабра «Мозг с ангельскими крыльями» из черного бельгийского мрамора на золоченом пьедестале. Что касается главного скандалиста местной художественной и театральной сцен, галерист Йос Ямар из Антверпена, специализирующийся на искусстве Бельгии XX века, говорит, что после известного скандала с обвинениями в харассменте бельгийский рынок Фабра замер. Сам Йос Ямар отважно выдвинул Фабра на передовую своего стенда, благо в его арсенале — редкий ранний рисунок в фирменной технике маниакальной штриховки синей ручкой с изображением какого-то мотылька (€115 тыс.), а вот Ги Питерс из Кнокке задвинул прежнего фаворита в самый дальний угол своей многокомнатной экспозиции.
Конечно, галереи, торгующие прикладным искусством музейно-дворцового качества, вроде парижских Steinitz и La Pendulerie или мюнхенской Roebbig держатся в рамках своей специализации, но большинство поддалось соблазну эклектики и отчаянно мешает палеолит с поп-артом. В числе наиболее дорогих вещей на BRAFA могут оказаться не только шедевры модернистов вроде «Балкона» Поля Дельво (€2,9 млн) у лондонской Stren Pissarro, но и такие куриозитеты, как расписанный серпами, молотами и красными звездами корсет Фриды Кало (€2 млн) из антверпенской Sofie Van de Velde. Московская галерея Heritage, кажется, удачно вписалась в этот кунсткамерный тренд, привезя в Брюссель целую коллекцию советских дизайнерских раритетов — мебели, фарфора и хрусталя в серпасто-молоткастых орнаментах и на сюжеты строительства коммунизма (цены порой достигают €100 тыс.). Да и почетные гости ярмарки Гилберт и Джордж, не только украсившие некоммерческие зоны своими мультипанельными фотопанно (аналогичные работы можно было найти у афинско-брюссельской галереи Bernier/Eliades (€157 тыс.), Ги Питерса из Кнокке и Альберта Барониана из Брюсселя), но и выступившие в качестве «живой скульптуры» с веселым публичным интервью, казались замечательным экспонатом кунсткамеры.
Впрочем, и вся ярмарка в целом кажется фантастической выставкой во вкусе Акселя Вервордта, где готическая фигурка неизвестного безрукого святого из Наварры (€30 тыс.) в барселонско-мадридской Galeria Bernat шлет привет такой же выпавшей из исторического контекста глазастой принцессе племени йоруба (€55 тыс.) в Galerie Serge Schoffel. Под Брюсселем только что открылся обновленный Музей Африки, пытающийся изгнать из своих стен дух бельгийского колониализма посредством современного искусства,— BRAFA же, считающаяся лучшим местом на земле, где продают африканское традиционное искусство, давно освоила этот прием.
Что до музейно-ярмарочных взаимовлияний, предстоящий в Бельгии год Брейгеля Мужицкого, равно как и сенсационная венская ретроспектива, явно вдохновил галеристов: гентская галерея Jan Muller продавала «Деревенскую сцену» Яна Брейгеля Младшего (€155 тыс.), а парижская Florence de Voldere — зимний пейзаж и два «крестьянских праздника» Питера Брейгеля Младшего, большой (€1,4 млн) и маленький (около €1 млн). Правда, глава отдела графики Королевской библиотеки Бельгии Йорис ван Грикен говорит, что брейгелевские вещи особой ценности — например, все еще имеющиеся на бельгийском рынке гравюры с рисунков Питера Брейгеля Старшего, отпечатанные у Иеронима Кока,— обычно придерживают для музейных клиентов.