Кинематографисты взвились орлами
Вручены премии «Золотой Орел» за 2018 год
В Москве прошла церемония национальной кинематографической премии «Золотой Орел» за 2018 год. Лучшим фильмом российские киноакадемики назвали «Войну Анны», а снявший ее Алексей Федорченко получил премию за лучшую режиссерскую работу.
Камерная драма о Холокосте, показанная глазами маленькой девочки, выжившей в расстрельном рву и продолжающей отчаянно бороться за жизнь, прячась в камине в немецкой комендатуре, обошла двух главных фаворитов «Золотого Орла» — спортивные фильмы «Лед» и «Движение вверх», выдвинутые в десяти и девяти номинациях соответственно, а также картины «История одного назначения» и «Спитак».
«Война Анны» номинировалась в четырех категориях (кроме режиссера и продюсеров, которым вручается награда за лучший фильм, на «Золотого Орла» претендовали исполнившая в фильме главную роль девятилетняя Марта Козлова и оператор Алишер Хамидходжаев), и ее победа в главных из них стала сюрпризом церемонии. Режиссер Алексей Федорченко, получая награду, признался, что совсем ее не ожидал, и поздравил всю команду картины.
Остальные премии распределились вполне предсказуемо. Чемпион отечественного кинопроката 2018 года «Движение вверх» оказался лидером и на церемонии, по крайней мере, по количеству полученных статуэток – он забрал шесть «Орлов». Владимир Машков обошел в номинации «лучшая мужская роль в кино» Александра Петрова и… Александра Петрова, который был выдвинут в ней дважды. Кирилл Зайцев получил награду за лучшую мужскую роль второго плана, Игорь Гринякин стал лучшим оператором. Также фильм победил в категориях «лучший монтаж», «лучшая работа звукорежиссера» и «лучшие визуальные эффекты».
Главный его конкурент, мюзикл о фигурном катании «Лед», получил две награды: за лучшую женскую роль (Аглая Тарасова) и за лучшую музыку. «Золотой Орел» за лучшую женскую роль второго плана достался Светлане Ходченковой, сыгравшей в фильме Алексея Германа-младшего «Довлатов».
Картина Авдотьи Смирновой «История одного назначения», уже традиционно, победила в номинации «Лучший сценарий» (за него же ее наградили на фестивале «Кинотавр»). Фильм, рассказывающий о том, как сам Лев Толстой взялся защищать несправедливо осужденного писаря Шабунина, претендовал и на награды за визуальное решение. Но в категориях «лучшая работа художника-постановщика» и «лучшая работа художника по костюмам» его обошла заключительная часть кинотрилогии про другого великого русского писателя, «Гоголь. Страшная месть», а в номинации «лучшая работа художника по гриму и пластическим спецэффектам» — картина «Спитак» о землетрясении 1988 года в Армении.
Лучшим телесериалом Национальная киноакадемия выбрала экранизацию романа Алексея Толстого «Хождение по мукам», снятую по заказу НТВ, а лучшим мини-сериалом – проект Первого канала «Sпарта», снятый еще в 2016 году, но вышедший в эфир только в 2018. Награда за лучшую мужскую роль на телевидении стала утешением и подарком на день рождения для сыгравшего в «Sпарте» Александра Петрова. Лучшей сериальной актрисой была названа Анна Михалкова, исполнившая главную роль в «Обычной женщине». Получая награду, она шутливо поблагодарила режиссера Бориса Хлебникова за то, что он разглядел в ней гены «не слишком известного папы».
Специальный приз «За вклад в киноискусство» получил Народный артист СССР Василий Лановой, которого зал приветствовал стоячей овацией. Легендарный актер, работающий в кино уже 65 лет, признался, что он счастливый человек, выживавший в невероятных ситуациях.