200 фильмов джазмена
Умер композитор Мишель Легран
В Париже на 87 году жизни умер французский композитор Мишель Легран. Помимо саундтреков к «Шербурским зонтикам» и «Афере Томаса Крауна», он написал еще много замечательной музыки.
Как это нередко бывает с крупными музыкальными деятелями, отношения с Россией у Мишеля Леграна складывались несколько иначе, нежели с остальным миром. Здесь очень любили фильм «Шербурские зонтики» и, соответственно, музыку из него ассоциировали с композитором в первую очередь. А вот «Аферу Томаса Крауна» со Стивом Маккуином не видели вовсе, и поэтому главную тему из него, «Windmills Of Your Mind», местная публика в массе своей долгое время с Мишелем Леграном не связывала, считая просто «известной джазовой темой». Только когда фильм пересняли с Пирсом Броснаном в главной роли, а Стинг спел «Windmills Of Your Mind» на титрах, вспомнили, что это тоже он. Покойный Святослав Бэлза, оказавшись однажды в роли ведущего одного из концертов Мишеля Леграна, объявил «Windmills Of Your Mind», как песню из фильма с Пирсом Броснаном, за которую композитор получил «Оскар». Хотя получил он его, конечно, за оригинальную версию ленты.
В общей сложности на счету Мишеля Леграна музыка к 200 кинофильмам и телевизионным проектам. Но назвать его «кинокомпозитором» не поворачивается язык.
Только у нас его имя в первую очередь связывали с кино. Что же касается, например, США, то там он, бесспорно, джазмен. Возможно, самый знаменитый из европейских.
Во время записи принципиально важного для своей карьеры альбома «Legrand Jazz» (1959) Мишель Легран впервые встретился в студии с Майлзом Дэвисом. Сотрудничество с великим реформатором джаза «держало» его долгие годы, и, в конце концов, в 1991 году он выступил в роли соавтора Майлза Дэвиса во время работы над австралийской лентой «Динго», в которой трубач выступил еще и в роли актера.
Среди работ, записанных Мишелем Леграном за 65 лет,— совместные альбомы с Сарой Вон, Стэном Гетцем, Барброй Стрейзанд, Стефаном Грапелли и еще несколькими десятками суперзвезд. На его счету 11 номинаций на «Оскар» и три награды Американской киноакадемии — за «Аферу Томаса Крауна», «Лето 42-го» и фильм Барбры Стрейзанд «Йентл». Композитор также заработал пять «Грэмми».
«Шербурские зонтики» не принесли ему ни «Оскара», ни «Грэмми». Зато они гарантировали ему бесперебойные ангажементы на постсоветских пространствах.
Когда он приезжал сюда с джазовыми программами, публика принимала его холоднее, нежели, например, во время совместных концертов с Тамарой Гвердцители, которые он практиковал с начала 1990-х. Мишель Легран никогда не обижался на публику и руководствовался исключительно собственным настроением. Мог сыграть главную тему фильма в начале концерта в нескольких разных аранжировках, а мог в финале, нехотя, при полупустом зале.
Семья Мишеля Леграна была идеальным воплощением музыкальной династии. Отец был дирижером, сестра пела в акапелла-группе The Swingle Singers, сын Бенджамин записывал с отцом шансон, а племянница Виктория Легран играет в инди-группе Beach House.
Последними из работ Мишеля Леграна, ставших достоянием публики, стала музыка к балету Джона Ноймайера «Лилиом» и саундтрек к фильму Орсона Уэллса «Другая сторона ветра», который был снят в 1970-е, но вышел только в 2018 году. В богатой биографии композитора есть даже музыка к компьютерной игре.
Находясь в тени своих фильмов и своих партнеров, он был настоящей звездой.
В 2018 году его именем даже назвали астероид.