Орлы и маски
Евгения Милова — о светской жизни
Это довольно неожиданно, но главным светским героем минувшей недели стал глава «Роснано» Анатолий Чубайс — он не только сошелся в онлайн-бою по вопросам электроэнергетики с Марией Захаровой и Владимиром Соловьевым, но и чуть не стал одномоментно обладателем двух высших наград театра и кино: «Золотой маски» и «Золотого орла». В результате сенсационного решения российских киноакадемиков, назвавших «Лучшим игровым фильмом года» не продюсерский дебют господина Чубайса — «Историю одного назначения» Авдотьи Смирновой и даже не «Движение вверх» Антона Мегердичева, а великолепную, но компактную картину Алексея Федорченко «Война Анны», «Золотой орел» к господину Чубайсу не прилетел. А вот символическая «Золотая маска» за помощь в ремонте театра «Школа современной пьесы» от Иосифа Райхельгауза ему досталась.
После насыщенных новогодних каникул светские герои возвращались к жизни постепенно. Одни, как Алла Пугачева, Григорий Лепс или Михаил Друян, отмечали триумф сольных концертов Светланы Лободы в «Крокус Сити Холле». Другие, как Антон Долин или Юрий Сапрыкин, составили авангард паломничества к открывшемуся в Париже opus magnum «Дау» Ильи Хржановского. Третьи, как Роман Абрамович или Надежда Оболенцева, отправились на гастрольный спектакль БДТ «Слава» Константина Богомолова. Любители искусства не могли пройти мимо знаменитого носа режиссера спектакля, однако поклонникам театральных эффектов пришлось сойтись во мнении, что для сломанного мощным мужчиной Максимом Виторганом в двух местах нос выглядит замечательно свежо.
Открытие после пожара и ремонта «Школы современной пьесы» было выдержано в таком, воспользуемся словом из вокабуляра господина Чубайса, олдскульном светском стиле. Среди гостей тут были Алексей Кудрин, Леонид Печатников, Александр Кибовский, Евгений Герасимов, Павел Гусев, Леонид Якубович. В этот вечер каждый мог не только насладиться свежестью ремонта и талантами труппы театра, но и явить собственные. Сам господин Райхельгауз встречал гостей в пионерском аутфите: в шортах, красном галстуке и с горном. Господин Кибовский готовится представить на сцене «Школы современной пьесы» проект, в котором должны соединиться его любовь к истории и природный артистизм. 6 февраля моноспектакль «Нельзя спасти камер-юнкера Пушкина» откроет цикл «Истории из истории. Монологи Александра Кибовского». Господин Печатников читал стихи, которые он сочинил при поддержке М. Ю. Лермонтова: «Скажи, Иосиф, ведь недаром театр, тронутый пожаром...». Очевидно, ремонт и правда дался совсем не даром — на аукционе, который вел господин Якубович, среди других символических лотов за «три копейки без сдачи» пытались продать приз фестиваля «Золотая маска» без конкретизирующей наградной таблички. Когда во всем зале ни копейки не нашлось, приз решили вручить господину Чубайсу за помощь в ремонте.
В то же самое время на «Мосфильме» вручали «Золотого орла». Господин Чубайс церемонию предусмотрительно не почтил присутствием. В остальном явка была стабильной, профессиональной: Владимир Мединский, Никита Михалков, Владимир Наумов, Федор Бондарчук, Антон Златопольский, Леонид Верещагин, Авдотья Смирнова, Артем Васильев и многие другие. Актрисы блистали украшениями Mercury Jewellery — тот случай, когда желание красивых женщин «держать марку» успешно встретилось с желанием марки поддержать в ответственный день лучших из российских актрис. Скамейка «власти» могла бы считаться пустующей: кроме главы Минкульта, был замечен губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский — сопровождал супругу, генпродюсера фестивалей «Короче» и «Пилот» Светлану Дрыгу (она вручила «Золотого орла» лауреатам в номинации «Лучший короткометражный фильм» Марине Жигаловой-Озкан и Юрию Зайцеву).
Магистральной темой шуток церемонии стал «блат», по которому будто попала в фильм Дмитрия Астрахана маленькая Ольга Сутулова. Тему продолжила Анна Михалкова, получившая приз за «Лучшую женскую роль на телевидении»: «Я попала в кино без блата»,— сказала она как отрезала, а после поблагодарила режиссера Бориса Хлебникова, который «разглядел в ней гены ее не всем известного папы». Получая с соавторами приз за «Лучший сценарий», Авдотья Смирнова, напротив, припомнила многочисленных родственников, поучаствовавших в «Истории одного назначения».
Количество номинаций фильма «Лед» Олега Трофима заставляло думать о превосходстве бокс-офиса над творческими достижениями в глазах киноакадемиков. Абсолютный чемпион нацпроката «Движение вверх» также был представлен во всех главных категориях, но это вызывало меньше вопросов к творческой части. Такого фильма, как «Лето» Кирилла Серебренникова, для киноакадемиков просто не существовало. Тем удивительнее, что главные призы в номинациях «Режиссер года» и «Лучший фильм» получили господин Федорченко и команда. На фуршете Mercury после церемонии все только и делали, что строили версии, как так могло выйти, чтобы победил не фильм «Движение вверх», сопродюсером которого был Никита Михалков. Согласно одной из них режиссер Никита Михалков победил продюсера и принял решение о резком финальном повороте в сюжете церемонии.