Гении майолики
Абрамцевская керамика дождалась научного каталога
Во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве прошла презентация каталога «Абрамцевская керамика в частном собрании», в котором представлена уникальная коллекция майолики Михаила Врубеля и других художников знаменитой гончарной мастерской.
С серьезностью глядит с обложки каталога врубелевский Морской царь — в натуральном виде это горельеф с переливами темно-синей, бирюзовой и охристой глазури. Майоликовая маска была выполнена художником по мотивам оперы «Садко» Римского-Корсакова в 1897 году. Под обложкой — изображения и детальные описания полуфигур Морской царевны и Садко, а также царя Берендея, Леля, Купавы, Весны и Мизгиря (эти работы уже к опере «Снегурочка»). Всего в каталог вошли 55 предметов — керамические произведения, созданные Михаилом Врубелем, Александром Головиным, Александром Киселевым, Александром Матвеевым, Николаем Сорохтиным и другими художниками на рубеже XIX и XX веков в Абрамцевской гончарной мастерской русского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Кстати, есть в собрании и выполненные им самим вазы и тарелка с орнаментальным контррельефом.
— Отдельные вещи, которые мне посчастливилось приобрести, весьма редки — это относится к некоторым вазам Врубеля и майоликовым скульптурам Матвеева,— говорит «Огоньку» владелец коллекции, представленной в каталоге, Петр Авен. Известный отечественный коллекционер русской живописи (от мирискусников до авангардистов) и советского фарфора свое желание собирать абрамцевскую керамику объясняет не только красотой «предметов, созданных в мастерской Мамонтова», но и «практически полной неизвестностью их за пределами России». Коллекция — стремление исправить эту «несправедливость», а англоязычная версия каталога — попытка познакомить иностранную публику с уникальным в истории русского искусства абрамцевским наследием.
— Удивительно, но прежде историей Абрамцевской гончарной школы по существу никто не занимался,— рассказывает «Огоньку» составитель каталога, доктор искусствоведения, известный специалист по русскому модерну Элеонора Пастон, более 16 лет проработавшая в музее-заповеднике Абрамцево.— Разумеется, отдельные исследования были. Но в своей работе мы столкнулись с тем, что нередко экземпляры произведений Врубеля атрибутированы под разными названиями, расходились сведения по датам их изготовления.
И это при том что, по словам Петра Авена, «мир абрамцевской керамики обозрим: не так много авторов, в сущности лишь Врубель, Головин, Мамонтов да еще несколько художников, создавших по паре вещей; ограниченное количество предметов, Врубелю, скажем, приписывается около 150». Каталог представляет не только саму коллекцию, в нем подробно изложена и история Абрамцевской гончарной мастерской (1890–1918).
Презентация каталога прошла в одном из залов Всероссийского музея декоративного искусства, где размещается экспозиция «Русский стиль. От историзма к модерну» — о стиле, который нашел отражение и в творчестве создателей абрамцевской майолики.