Преступление и задержание длиною в сутки
Как вычислили похитителя картины Архипа Куинджи
В честь картины «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи могут организовать моно-выставку. С такой рекомендацией выступило Минкультуры с учетом возросшего интереса к похищенному и вновь найденному полотну. Как ожидается, во вторник сотрудники Русского музея отправятся за картиной в Москву и в ближайшее время снова покажут ее публике уже в домашних условиях. Предполагаемый похититель тем временем задержан, но свою вину не признает. Как потеряли, а потом нашли работу Куинджи, расскажет Яна Лубнина.
В воскресенье, 27 января, перед Третьяковской галереей собралась внушительная очередь —обычное явление еще с октября, когда выставка Архипа Куинджи только открылась. На улице было около -11, ждать приходилось по три часа. Но в тот день ценителей искусства грела мысль еще о том, что ровно 177 лет назад родился сам знаменитый художник, и изучение полотен в день его рожденья приобретало особый смысл. Картина «Ай-Петри. Крым» — небольшая, формата А3 — висела в углу и, как рассказал посетитель выставки Игорь Петровский, не пользовалась особым вниманием публики: «Людей было очень много.
Эту картину как-то не очень публика чествовала, по крайней мере, на моих глазах.
Потому что рядом с этой картиной находилось огромное полотно известное, а эта маленькая картинка была сбоку. Система безопасности достаточно серьезная в Третьяковке была, потому что я встретил не просто рамки, не просто какие-то экраны, которые просвечивают сумки входящих, практически на каждом этаже охрана, причем охрана и по залу ходила. Вы знаете, бывает человек идет по такому бревну, а вокруг него летают мешки. Вот если он выберет какой-то один определенный момент — шаг, скорость и секунду — он может пройти полностью все это бревно, и ни один из раскачивающихся мешков его не собьет. Вот такое ощущение, что была выбрана именно эта минута».
Сцена похищения известна уже многим: видео с камер наблюдения в зале быстро разошлось по сети. Похититель, якобы рассматривая картину, близко подходит к ней, затем просто снимает со стены, переходит в другой зал, неся картину в раме в руке, а затем, видимо, покидает музей, предварительно вынув полотно из рамы. Сотрудники Третьяковской галереи при этом не остановили мужчину на выходе, не задавшись вопросом, что у него было в руке.
Одет он был в свитер и джинсы, не в форму сотрудника музея, однако у посетителей его действия вопросов не вызвали. Что удивительно, считает искусствовед Михаил Каменский: «Поведение человека, который подходит совершенно спокойно среди толпы, снимает картину, вынимает из рамы и уносит — это либо какой-то совершенно невероятно хладнокровный преступник, либо человек не вполне здоровый. И в том, и в другом случае даже интересно не то, почему этот субъект так себя вел, а то, почему не реагировали зрители, окружавшие его. Очевидно, стереотип мышления посетителя музея таков, что если кто-то открыто, не стесняясь, снимает картину со стены и уносит ее, то, очевидно, такой персонаж уполномочен это делать, — так считают люди».
Спустя сутки похитителя задержали. Им оказался Денис Чуприков 1986 года рождения. Он прятал полотно на строящемся объекте в поселке Заречье в Одинцовском районе. Повреждений на картине нет, а нашли предполагаемого преступника, по данным источников, по отпечаткам пальцев на месте преступления. Неосторожно оставленные улики и само преступление пока оставляют больше вопросов, чем ответов. Арт-обозреватель «Ъ FM» Дмитрий Буткевич уверен, что продать полотно было бы крайне сложно: «Это, мне кажется, такое спонтанное решение этого человека снять Куинджи со стены и вынести. Вообще, очень непонятная вещь, потому что, естественно, не самая дорогая картина Куинджи, не самая показательная что ли для него, потому что горы — это не специализация Архипа Куинджи. Горных пейзажей у него меньше, чем остальных, и, в общем-то, они не являются его коньком, конек его — это реки и украинские пейзажи.
Так что здесь не очень понятен выбор, непонятно, на что он рассчитывал, потому что официально продать вещь невозможно.
Так называемого черного рынка, о котором очень много у нас говорят, не понимая, что это такое, у нас не существует. Либо надо вывозить, но, во-первых, это достаточно сложно, а во-вторых, для этого художник должен быть востребован, а русские художники не слишком востребованы за границей, то есть не может быть оттуда заказа на Куинджи».
В интернете все чаще звучит версия о том, что «Ай-Петри. Крым» Куинджи на самом деле была украдена еще по пути на выставку в Москву для некоего коллекционера, а последние события — всего лишь постановка. Однако отличить оригинал от подделки обычным посетителям Русского музея вряд ли удастся.
По данным Минкультуры и страховщика картины Куинджи, якутской компании «Стерх», страховая стоимость полотна составляет порядка 12 млн руб., или $180 тыс. Минкульт анонсировал масштабную проверку музеев по всей стране после скандала в Третьяковке. В галерее теперь установят датчики на картины. По предварительным подсчетам, только на выставку Куинджи придется потратить 2 млн руб.
Какие выводы сделаны из этой ситуации?
Директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Марина Лошак объяснила «Ъ FM», как устроена система охраны произведений искусства. Но средств, которые дает государство, недостаточно, поэтому привлекаются спонсоры, пояснила Лошак: «Все вещи в нашем музее, я имею в виду и постоянные коллекции, и выставки, находятся внутри трех уровней электронной охраны — это окна, двери, потолок, и это каждая вещь в отдельности. Ночью это еще и объем, когда замыкаются двери, несколько раз их проходит определенная служба, куда входит смотритель, охрана, инженеры. Весь бюджет наших музеев состоит частично из денег государства, частично из небюджетных средств, и это нормально, так во всех больших странах, в больших музеях . Не может государство, конечно же, все взять на себя — это слишком огромные деньги. Поэтому, конечно, мы рассчитываем и на средства внебюджетные, и всячески стараемся в этом направлении работать. Электронные датчики — это настолько первостепенная, необходимая вещь, что тут дело вообще не в цене. Но вообще это забота государства и музея одновременно, ведь вещи, которые мы принимаем на выставки, — это вещи, которые получают гарантию государства».
Третьяковскую галерею охраняет Росгвардия. Кража полотна Куинджи — это второй для музея инцидент за последний год, связанный с безопасностью экспонатов. До этого в конце мая посетитель музея серьезно повредил картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Вопрос безопасности российских музеев после столь громкого скандала обрел политический оттенок. На ситуацию отреагировали в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков предложил не делать поспешных выводов.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России
«Преждевременно делать какие-то далеко идущие выводы или обобщать ситуацию. Вы знаете, что подобные объекты, как Третьяковка, охраняются на должном уровне, безопасность обеспечивается, потому что там хранятся и художественные ценности, и те предметы искусства, которые вообще не имеют ценности. Поэтому говорить о том, что что-то не так и так далее, наверное, преждевременно. А то, что какие-то выводы надо технологические делать, это безусловно».
Зато претензии к работе Росгвардии накопились у музейных работников, отмечает в интервью «Ъ FM» галерист и арт-менеджер Марат Гельман. По его словам, услуги федеральной службы были навязаны, а их качество всегда было на низком уровне: «Я был директором музея, это было где-то в 2012 году. Нас заставили распустить собственную службу безопасности и заключить договор с госструктурой, то есть это была обязаловка — это монополия. Любая ситуация вне конкуренции приводит к тому, что Росгвардия посылала в музей всегда новичков или пенсионеров, еще и цены были достаточно большие, я помню, что больше, чем то, что мы платили до этого частной компании».
В Минкульте пообещали наказать виновных и даже анонсировали некие кадровые решения, которые могут быть приняты в ближайшие недели. Громкий скандал ударит по Росгвардии и самому Министерству культуры, уверен политолог Алексей Макаркин, но до громких отставок дело не дойдет: «Основные претензии будут здесь по линии министерства, галереи и все-таки попробуют выяснить, кто же здесь виноват. Что касается Росгвардии, здесь уже сложнее, потому что, с одной стороны, есть такая непростая ситуация в самой Росгвардии, там конфликт вокруг Золотова, разоблачение Навального, поэтому это может быть еще одним кирпичиком, что называется, в этой истории. С другой стороны, а кто еще, какая-то альтернативная структура?
Из-за всего этого вряд ли будут какие-то большие проблемы у Росгвардии, кого-то непосредственно могут наказать, но на этом, скорее всего, и остановятся».
В апреле ожидается новая выставка в Третьяковской галерее — привезут полотна Эдварда Мунка. Норвежский Музей, который владеет картинами, обеспокоен событиями в Москве. Но пока там не отказываются от сотрудничества с российскими коллегами и продолжают подготовку к экспозиции.