Горельефы изменились в камне

Можно ли спасти архитектурные элементы на доме Константинова в Москве

В соцсетях развернулось бурное обсуждение реставрации одного из домов в центре Москвы: пользователи обратили внимание на доходный дом Константинова в Сверчковом переулке, который еще называют «Домом Печатника». Горельефы XIX века с образами женщин изменились до неузнаваемости и стали похожи скорее на фигуры времен палеолита. Как отметил москвич Роман Попов, который первым выложил фотографии с изуродованными горельефами, в остальном здание выглядит «добротно отремонтированным». Между тем, у главного входа висит табличка «Зарубежнефть».

Фото: Roman Popov/Facebook

Сам дом в Сверчковом переулке не особенно примечателен. Важны как раз горельефы — это немногие архитектурные украшения на обычных домах, которые не уничтожили в советское время, рассказал «Коммерсантъ FM» историк, москвовед Павел Гнилорыбов: «Если говорить о самом доме, то это такая крепкая эклектика своего времени. Дом Константинова переделывали и надстраивали в 1930-е годы, потом, когда в здании размещалось госучреждение, перестраивали в 1970-е годы. То есть внутри там начинка не особенно старая, но внешний декор рабочие не сбивали, в отличие от многих других домов.

Так что эти десять женских горельефов на доме действительно значимы и интересны для Москвы, дом знаменит именно своими архитектурными излишествами, до которых не успели добраться.

В общественном мнении не возникает таких сложных вопросов, является ли дом памятником. Люди видят, как изуродовали красоту, причем красоту, которая не оспаривается. Когда утонченная девушка второй половины XIX века превращается в палеолитическую Венеру, довольно архаично исполненную, это, конечно, вызывает гору шуток, но это смех сквозь слезы. Сейчас одно ведомство пинает этот дом к другому, второе говорит, что не отвечает за здание, и отправляет к третьему».

Однако исправить горельефы может оказаться не так просто, ведь здание не относится к объектам культурного наследия, а, значит, не охраняется законом. Это значит, что судьбу скульптур будет решать собственник, отметил координатор общественного движения «Архнадзор» Юрий Егоров. Хотя есть слабая надежда, что заставить владельцев здания все исправить все-таки удастся, добавил он: «Это плохо, но, может быть, еще не безнадежно, могут быть еще другие детали. Дом может быть, например, признан градоформирующим, что-нибудь такое, то есть он вроде как и не памятник, но и не совсем беззащитный. В официальном реестре этой информации у нас уже несколько лет как нет. Если он все-таки хоть как-то защищается на уровне ценного градоформирующего объекта, то могут быть прописаны особенности, которые должны сохраняться, несмотря на то, что формально здание — не полноценный памятник. А если дом не имеет никакого статуса, то все остается на усмотрение владельцев. Тогда, получается, что руки у них развязаны».

Подобная «реставрация» происходит довольно часто, рассказал «Коммерсантъ FM» председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Артем Демидов: «Часто это случается именно с элементами скульптуры на фасадах зданий, которые находятся высоко, и их, грубо говоря, не видно. А потом это все таким образом появляется на свет. Я был очень удивлен, мягко говоря, этой ситуацией, потому что в Москве мы реже такие вещи наблюдаем, в отличие от регионов. Надо действительно разбираться, кто это сделал, происходило ли это в рамках капитального ремонта дома или, может быть, такая реставрация была сделана.

Это просто вопиющая ситуация.

Нужно тогда разбираться со статусом этого здания, ставить его на учет, чтобы не допустить подобного в будущем. Вернуть обратно можно, но, конечно, какие-то элементы утрачены. По фотографиям сейчас сложно определить степень утраты».

Женские фигуры на здании в Сверчковом переулке не в первый раз несут потери из-за ремонта. В течение последних 100 лет дом перестраивали дважды, и в процессе совершенствования исчезли кариатиды, которые обрамляли окна третьего этажа здания.

Сергей Гусев


Константин Михайлов — о кризисе национальной системы охраны культурного наследия

Зачем российским памятникам статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Читать далее

Вся лента