30 января 1924 года состоялась премьера фильма «На крыльях ввысь». Именно от этой даты ведет свою историю киноконцерн «Мосфильм». О главной московской студии — в фотогалерее «Ъ».
В 1923 году большевики национализировали и объединили два кинопредприятия — ателье Ханжонкова (1906) и ателье Ермольева (1915). Работу Первая кинофабрика начала с фильма режиссера Бориса Михина «На крыльях ввысь». Дата его премьеры с тех пор считается днем рождения студии. Название «Мосфильм» она получила гораздо позже — в 1935 году
На фото: Музей киноконцерна «Мосфильм»
Фото: Коммерсантъ / Евгений Дудин
Режиссер Абрам Роом: «Мы были молоды. И молодо было само искусство кино... Аппаратура еле дышала, не было транспорта, но именно там, на Житной, сделаны фильмы, послужившие основой для нашего кино» В 1925 году состоялся первый показ фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», который завоевал приз на Всемирной выставке в Париже и стал первым крупным успехом кинофабрики. В те же годы на ней работали Лев Кулешов, Абрам Роом и Всеволод Пудовкин
На фото: Абрам Роом
Фото: Василий Малышев / РИА Новости
Сергей Эйзенштейн: «Крошечное ателье на Житной улице, своими стеклянными боками с фиолетовыми занавесками скорее походило на старое фотоателье» Первое здание было настолько маленьким, что кинематографисты печатали пленки и шили костюмы «на стороне». В итоге 20 ноября 1927 года на Ленинских горах была заложена новая кинофабрика. На пригласительных тщательно описали, как пройти к месту вблизи хутора Потылиха
На фото: Cергей Эйзенштейн
Фото: Дмитрий Дебабов / РИА Новости
В 1930 году на Воробьевых горах построили первое здание. Главный корпус был выдержан в стиле конструктивизма и копировал самолет. Центральная часть здания сверху напоминала кабину пилота (в ней же находился кабинет директора), второй и третий павильоны — крылья, а первый и четвертый — фюзеляж. Хвост самолета был отведен под актерские комнаты и монтажный корпус
Фото: Мосфильм / Fotodom
В 1941 году, во время наступления немцев на Москву, правительство решило эвакуировать киностудию в Алма-Ату. На родину «Мосфильм» вернулся спустя год. За время войны там было снято около 20 картин, в том числе «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и «Нашествие» Абрама Роома. На фронте погибли 146 мосфильмовцев
На фото: Николай Черкасов (слева) и Сергей Эйзенштейн (в центре)
Фото: Щербаков / РИА Новости
С 1947 года символом «Мосфильма» является скульптура «Рабочий и колхозница». Впервые она появилась в заставке к фильму Григория Александрова «Весна». В 1950 году Вера Мухина специально для «Мосфильма» изготовила маленькую копию «Рабочего и колхозницы»
Фото: Максим Блинов / РИА Новости
В 1948 году Институт по проектированию кинопредприятий и кинотеатров ГИПРОКИНО разработал проект «Большой Мосфильм». На территории студии (всего она составляет 30 га) хотели построить величественные сталинские здания, разбить скверы и обустроить фонтаны, но проект не был завершен. Сейчас о нем напоминают второй и третий блоки, которые видно со стороны Мосфильмовской улицы
Фото: Джус Александр / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Единственную Золотую пальмовую ветвь «Мосфильму» принес фильм Михаила Калатозова «Летят журавли». Всего сотрудники студии получили в Канне восемь наград: два «гран-при» («Солярис» Андрея Тарковского и «Сибириада» Андрея Кончаловского), четыре приза за лучшую режиссуру (Михаил Ромм, Юлия Солнцева и дважды Сергей Юткевич), призы за лучший актерский ансамбль («Большая семья» Иосифа Хейфица) и за выдающиеся художественные достижения («Мать» Глеба Панфилова)
На фото: кадр из фильма Михаила Калатозова «Летят журавли»
Фото: РИА Новости
Главный приз Берлинского кинофестиваля получили сразу два фильма, снятых на «Мосфильме»: «Восхождение» Ларисы Шепитько и «Тема» Глеба Панфилова. Кроме того, картинам «Слуга» Вадима Абдрашитова и «Бесконечность» Марлена Хуциева была присуждена премия Альфреда Бауэра, а лента «Мужики» Искры Бабич была отмечена почетным упоминанием жюри
На фото: кадр из фильма Ларисы Шепитько «Восхождение»
Фото: ТАСС
На счету «Мосфильма» также три статуэтки «Оскар»: «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975) и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980) — и еще шесть номинаций. Две из трех статуэток хранятся в Главном корпусе «Мосфильма»
На фото: кадр из фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит»
Фото: РИА Новости
Первый бал Наташи Ростовой Сергей Бондарчук снимал в Первом павильоне «Мосфильма». Долгое время он остается самым большим павильоном студии с площадью около 1,9 тыс. кв. м
На фото: кадр из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир»
Фото: Мосфильм / Fotodom
В 1960-е годы на «Мосфильме» создали телевизионное объединение и начали выпускать первые в стране многосерийные фильмы, такие как «Вызываем огонь на себя» и «Операция «Трест» Сергея Колосова, «Адъютант его превосходительства» Евгения Ташкова, «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера, «Михайло Ломоносов» Александра Прошкина
На фото: кадр из фильма Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства»
Фото: РИА Новости
Музыкальная студия №1 была спроектирована известным английским архитектором Томом Хидли и является единственной в России студией, в которой можно записать симфонический оркестр в полном составе
Фото: Коммерсантъ / Евгений Дудин
В студиях шумового озвучивания можно найти практически все — от десятков железных замков до асфальта и паркетного покрытия. С их помощью шумовики озвучивают каждое движение киногероев, включая шаги и шорох одежды
Фото: Мосфильм / Fotodom
В Комплексе сценическо-постановочных средств «Мосфильма» хранится более 300 тыс. костюмов и предметов реквизита, в том числе 300 люстр и 70 ретроавтомобилей. Из-за цвета стен старое здание называли «Белый дом», новое — было введено в работу в 2018 году. Его площадь составляет 15,5 тыс. кв. м
Фото: Артем Коротаев / ТАСС
В 1998 году «Мосфильм» возглавил режиссер Карен Шахназаров. В разное время этот пост занимали 20 человек, в том числе Михаил Калатозов, Иван Пырьев, Николай Сизов и Владимир Досталь. Единственной женщиной на посту директора «Мосфильма» была революционерка Софья Соколовская, которую арестовали по ложному обвинению в шпионаже и контрреволюционной деятельности и расстреляли в 1938 году
На фото: Карен Шахназаров в фойе «Мосфильма»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
В 2003 году художник-постановщик Людмила Кусакова специально для съемок фильма Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть» разработала и построила декорацию «Старая Москва». С ее помощью можно снять старый город, не перекрывая уличное движение и не маскируя рекламные щиты или пластиковые окна. В 2015 году художник Сергей Февралев изменил декорацию для фильма «Анна Каренина», переделав ее часть под Санкт-Петербург
Фото: Алексей Никольский / ТАСС
В 2011 году компания Google и киноконцерн «Мосфильм» запустили на YouTube канал киностудии, на котором можно бесплатно посмотреть фильмы
Фото: Коммерсантъ / Евгений Павленко