«Вкусвилл» выходит на публику
Ритейлер готовится к IPO
Розничная сеть «Вкусвилл» может оказаться первым с 2014 года продуктовым ритейлером, который готов будет провести IPO. Но для начала компании потребуется увеличить почти на треть количество магазинов. По данным “Ъ”, сейчас обсуждается возможность разместить на бирже до 25% акций.
«Вкусвилл» начал серию встреч с потенциальными инвесторами, где обсуждается возможность проведения IPO, сообщили два источника “Ъ” в инвесткругах. Эту информацию подтвердил источник “Ъ”, близкий к ритейлеру. Во вторник вечером пресс-служба «Вкусвилла» не ответила на запрос “Ъ”.
По словам одного из собеседников “Ъ”, ритейлер рассматривает разные конфигурации IPO, среди которых размещение на Московской бирже до 25% от увеличенного уставного капитала. Чтобы предложить инвесторам 25% от увеличенного уставного капитала, «Вкусвиллу» придется увеличить текущий капитал примерно на 30%, предполагает старший аналитик «Атон» Виктор Дима.
По данным источников “Ъ”, обсуждение находится на начальном этапе, поэтому пока еще не выбраны андеррайтеры размещения и не конкретизируются детали возможной сделки. «Это пока нишевая история, масштабы бизнеса у "Вкусвилла" еще не те, чтобы проводить IPO, поэтому я не стал бы ждать этого в ближайшее время»,— говорит представитель одного из инвестфондов, принимавший участие во встречах. По словам собеседника “Ъ”, близкого к ритейлеру, более реальные сроки выхода на биржу — 2020–2021 годы.
«Вкусвилл» позиционирует себя как сеть продуктов здорового питания. По данным ЕГРЮЛ, 12,16% ООО «Вкусвилл» принадлежит фондам Baring Vostok, 1,76% — основателю сети Андрею Кривенко, 86,08% через ООО «Проект "Избенка"» и АО «Эволюционная цель» владеет Евгений Лисицын. В «Infoline-Аналитике» оценивают выручку компании за 2018 год в 48 млрд руб.
По мнению старшего аналитика Газпромбанка Марата Ибрагимова, Baring Vostok вряд ли будет выходить из бизнеса «Вкусвилла» в ходе IPO: «Стандартный горизонт инвестирования для фондов — десять лет». Он добавляет, что выход на биржу позволит основателям «Вкусвилла» получить высокую оценку бизнеса, чтобы в перспективе продать компанию крупной федеральной сети. Но, утверждает собеседник “Ъ”, близкий к ритейлеру, перед размещением акций на бирже компании необходимо увеличить количество действующих магазинов на 30% (сейчас под брендом «Вкусвилл» работают 720 точек преимущественно в Москве и Подмосковье). «Сейчас сеть чрезвычайно успешна в Москве и области, но в других регионах развитие только началось,— говорит гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.— Сроки первичного размещения будут зависеть в первую очередь от развития сети в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. В этом случае инвесторы смогут оценивать "Вкусвилл" как сеть с потенциалом развития на федеральном уровне».
Андрей Кривенко, основатель «Вкусвилла», для Inc. в январе 2018 года
Мы растем за счет того, что нашу идею до конца пока не реализовали ни мы, ни конкуренты
Виктор Дима оценивает примерную стоимость сети «Вкусвилл» в 0,6–0,7 от объема годовой выручки. «Российские публичные ритейлеры сегодня торгуются с мультипликатором примерно в 0,4 от годового оборота. Оценка "Вкусвилла" предполагает премию за потенциал будущего роста и успешность формата у покупателей»,— считает аналитик. Господин Бурмистров, основываясь на показателях сети за 2018 год, оценивает бизнес «Вкусвилла» примерно в 15 млрд руб. В случае проведения IPO, уверен он, к середине 2020 года «Вкусвилл» может стоить до 40 млрд руб.
«Вкусвилл» может стать первым с 2014 года продуктовым ритейлером, который выйдет на биржу (последний раз размещение проводила «Лента»), отмечает Марат Ибрагимов. Это утверждение окажется справедливым в случае, если к моменту выхода «Вкусвилла» анонсированное IPO не успеет провести «Азбука вкуса». «Судя по нашему общению с инвесторами, в 2018 году ритейл был одним из самых невостребованных секторов среди участников ценных бумаг. Сейчас эта ситуация чуть улучшилась, но говорить об изменениях пока рано»,— предупреждает старший аналитик BCS Global Markets Дмитрий Скрябин.