Старым грузовикам подготовят особые зоны
Ограничивать проезд транспорта с «грязным» выхлопом начнут скорее всего с большегрузов
Запрет для транспортных средств с «грязным» выхлопом проезжать в отдельные районы Москвы скорее всего коснется пока только грузовиков, следует из разъяснений столичного департамента транспорта. Для владельцев старых легковых машин нужны «отдельные решения», их пока нет. Ранее правительство России поручило столичному правительству, Минтрансу и Минприроды разработать до 4 марта план введения таких запретов в Москве и Санкт-Петербурге.
«Многие мировые города начинали ограничительные меры с самого загрязняющего атмосферу транспорта — грузовиков и больших межрегиональных автобусов,— заявили во вторник вечером в департаменте транспорта Москвы, комментируя проект ограничений для транспорта с "грязным" выхлопом.— Для легкового транспорта нужно разрабатывать отдельные решения, особенно для тех, у кого автомобиль —- это единственный способ передвижения, например маломобильных граждан. Правительство Москвы ведет проработку этого вопроса, конкретных решений еще нет, но здоровье и безопасность горожан всегда для нас на первом месте».
О готовящихся ограничениях для транспортных средств с двигателями экологического класса Евро-0—Евро-3 “Ъ” рассказывал ранее. В конце прошлого года президентский совет по правам человека (СПЧ) разработал рекомендации для органов власти, включая правительство Москвы, по снижению загрязнения воздуха в столице. Столичным властям предлагалось разработать систему зон, куда можно запретить въезд транспорта «низкого экологического класса», контролируя проезд с помощью камер. Рекомендации СПЧ были направлены президенту, тот поручил рассмотреть их премьеру Дмитрию Медведеву, после чего вице-премьер Максим Акимов поручил правительству Москвы и Санкт-Петербурга вместе с Минтрансом, МВД, Минпромторгом и Минприроды до 4 марта представить «дорожную карту» предлагаемого проекта.
Напомним, для грузовиков ограничения по экологическому классу давно применяются. С 15 сентября 2008 года в зону, ограниченную ТТК в Москве, был запрещен въезд грузовикам с класса ниже Евро-2, с 1 января 2017 года ограничение ужесточили до Евро-3. Для легковых авто запреты обсуждаются уже более десяти лет. В активную фазу дискуссия перешла в 2018 году, когда в ПДД ввели новые дорожные знаки (запрет проезда машин экологического класса ниже, чем указано на знаке), и вступил в силу закон «Об организации дорожного движения», позволяющий регионам этими знаками пользоваться. Штраф за нарушение требования таких знаков составляет 500 руб., но в МВД уже предложили ввести в КоАП РФ повышенную санкцию за несанкционированный проезд в экологически чистую зону на «грязной» машине под камерой.
Эксперты уверены, что запреты в итоге коснутся владельцев легковых машин. «Это ударит по самым бедным, и люди, чье материальное положение не столь блестяще, будут ущемлены,— заявил первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков "Интерфаксу".— Эти меры еще больше усилят социальные проблемы. Начнется это все с центра, а завершится окраинами города Москвы. Идея крайне опасная, она закончится полным запретом въезда этого транспорта в Москву. Людям будут поставлены препоны для пользования собственными транспортными средствами, купить новый автомобиль у этой категории населения нет никакой возможности. Их будут принуждать отказаться от транспортных средств вообще. Начинать государству нужно с себя — с муниципального автотранспорта, который зачастую не соответствует никаким экологическим нормам».