Выравнивание на флаг
Государство хочет сделать экспорт более российским
Минтранс начал новую кампанию по переводу отечественного флота под флаг РФ. Чиновники предлагают обязать госструктуры и все компании, получающие господдержку, экспортировать до 50% грузов судами, зарегистрированными в российском реестре. Пока под флагом РФ вывозится лишь порядка 12 млн тонн грузов в год — меньше 2% от морского экспорта. Бизнес к идее относится неоднозначно. Владельцы судов готовы поддержать ее, но только при снижении требований к флагу РФ. А грузоотправители уверены, что столкнутся с дефицитом флота и будут просто вынуждены экспортировать свою продукцию через порты других стран.
Минтранс подготовил очередные предложения для привлечения флота в российский морской реестр. На заседании Морской коллегии 29 января их представил замминистра транспорта, глава Росморречфлота Юрий Цветков. Целью изменений названы повышение конкурентоспособности российского флота, увеличение его доли в экспортных перевозках, обеспечение экономической безопасности.
Как следует из презентации министерства (есть у “Ъ”), Минтранс хочет, чтобы экспортеры (госкомпании или юрлица, реализующие инвестпроекты с господдержкой) заключали долгосрочные договоры на вывоз грузов с компаниями, оперирующими флотом под флагом РФ. За ним предлагается закрепить не менее 50% экспорта, постепенно замещая суда, построенные за границей, отечественными. Для этого Минтранс считает необходимым устранить административные барьеры для судов под флагом РФ, а также актуализовать критерии допуска судов под иностранными флагами в РФ, дав преимущества отечественному флагу.
Как пояснил Юрий Цветков, сейчас доля судов под флагом РФ во внешнеторговых грузоперевозках всего порядка 2%.
«Мы предложили — возможно, для компаний, которые получают льготы либо субсидии из бюджета, чтобы им дополнительно дали "домашнее задание" на рыночных условиях привлекать суда под российским флагом,— пояснил чиновник.— Экспорт составляет более 80% в грузообороте портов, мы считаем, что особенно в части энергоносителей должны присутствовать российские компании». В 2018 году, по его словам, грузооборот морских портов достиг 816,5 млн тонн, за шесть лет рост составил более 35%, к 2024 году показатель должен дойти до 1,3 млрд тонн. Нужно ликвидировать риски, связанные с зависимостью от внешних судовладельцев, считает чиновник. Юрий Цветков подчеркнул, что меры будут обсуждаться и дорабатываться, любое предложение должно быть выверенным, взвешенным и экономически эффективным.
В «Совкомфлоте» эти идеи назвали «разумными и взвешенными». Глава и совладелец «Совфрахта» Дмитрий Пурим говорит, что указание о закреплении 50% экспортных грузов за судами под флагом РФ «образное». Если компания получает госсубсидии или обращается в банк за финансированием проекта, предлагается прописывать привлечение флота под флагом РФ, поясняет он, но это может быть и обязательное, и преимущественное право, вопрос обсуждается. По словам бизнесмена, закрепить четкую грузовую базу нереально, флота недостаточно, но с учетом роста грузопотоков, развития судостроения за пять лет можно прийти к показателям по перевозке под российским флагом в 20–25%. Господин Пурим говорит, что по некоторым налоговым параметрам вести международную деятельность под флагом РФ дороже, но «не в разы». Судоходные компании четко реагируют на запросы и смогут решить вопрос, где взять новый флот, заключает он.
Российские власти давно пытаются привлечь суда в отечественный реестр, но фактически безуспешно.
«Попробуйте зарегистрировать судно в РФ, построенное на кредит иностранного банка,— вам не дадут. Банк, обеспечивая свою безопасность, залоговое право, пропишет, что судно должно быть зарегистрировано в одной из стран открытой регистрации»,— поясняет президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин. Также, по его словам, нужно проанализировать законодательство на предмет дублирующих требований для судов под флагом РФ.
Грузоотправители оценивают идеи Минтранса скептически. В НОВАТЭКе “Ъ” сообщили, что поддерживают инициативы правительства по развитию судостроения, но конкурентоспособность российских судов под флагом РФ нужно повышать за счет поддержки перевозчиков и судостроителей, а не введением дополнительных ограничений на вывоз грузов, в том числе и в каботаже. Крупный российский экспортер зерна отметил, что использует построенные за рубежом суда под флагом РФ, но добавил, что к таким судам в портах часто предъявляют более высокие требования, чем к другим флагам.
Источник “Ъ” среди экспортеров энергоресурсов утверждает, что под флагом РФ выше налоги на оплату труда, приходится соблюдать двойные — и внутренние, и международные — требования по безопасности.
Требование ходить под флагом РФ заставит компании уходить в порты сопредельных государств, считает он. С ним согласен и другой источник “Ъ” среди экспортеров: ограничения приведут к вывозу продукции в ближайшие иностранные порты, это, в частности, увеличит стоимость доставки.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что решение задачи увеличения экспорта на судах под флагом РФ назрело, но повышение доли перевозок под флагом РФ с 2% до 50% выглядит нереалистичным, требует коррекции и декомпозиции по видам основных экспортных грузов и взаимодействия с перевозчиками. По его словам, резкого повышения показателя можно добиться, если, например, государственный «Совкомфлот» переведет суда под флагами Либерии и Кипра (у компании их более 130), используемые для экспорта, под российский флаг.