Как «Рим» на Gallery
Оператор из Казани собирается выйти на рынок наружной рекламы Перми
Первые торги на размещение рекламных конструкций продемонстрировали серьезный интерес к пермскому рынку со стороны иногородних игроков. Местных операторов среди участников аукциона не оказалось из-за высокой стартовой цены. Основная борьба за право ближайшие восемь лет размещать наружную рекламу на сити-бордах и рекламных щитах развернулась между федеральным агентством Gallery и крупным холдингом из Казани «РИМ Billboard». В итоге почти две трети лотов из 30 достались структурам казанского оператора. Совладелец «РИМ Billboard» Илья Фомин сообщил „Ъ-Прикамье“, что Пермь входит в сферу интересов компании, однако качество лотов на первых торгах «не очень порадовало» — в краевой столице есть более привлекательные места, а цены на лоты оказались «приличными».
Сегодня прошел первый аукцион на размещение наружной рекламы в рамках новой схемы размещения рекламных конструкций (РК). На торги были выставлены 30 лотов: рекламные щиты и сити-борды в Свердловском, Индустриальном и Дзержинском районах Перми. Цена самого недорого лота (размер платы по договору за 12 месяцев) составляла 43,4 тыс. руб., стартовая стоимость самых дорогих лотов — 156,3 тыс. руб. Как следует из итогового протокола, размещенного на сайте пермской мэрии, в ходе аукциона цена некоторых лотов выросла в два с лишним раза. Максимальная цена (225 тыс. руб.) предложена за двусторонний сити-борд на углу улиц Плеханова и Подгорной. Четыре РК оказались невостребованными, на эти лоты не поступили заявки. Два лота выиграл некий Александр Караваев из Санкт-Петербурга (согласно «СПАРК-Интерфакс», у господина Караваева пермский ИНН, при этом у него есть доли в московском ООО «Инматрешка»), еще пять конструкций — ООО «Гэллэри Сервис» (федеральный оператор Gallery).
Основная часть мест под размещение сити-бордов и щитов (16 лотов) досталась ООО «Билбордс». По данным «СПАРК-Интерфакс», его директором и совладельцем является Илья Фомин. Господин Фомин владеет долями еще в нескольких казанских компаниях, которые занимаются рекламной деятельностью, в том числе ООО «РИМ». Компания с таким названием выиграла еще три лота на пермском аукционе. Она также зарегистрирована в Казани, по тому же адресу, что и ООО «Билбордс».
Договоры с победителями будут заключены не ранее чем через десять рабочих дней после размещения протокола аукциона на электронной площадке.
Рекламному холдингу «РИМ Billboard» принадлежит почти треть всех билбордов Казани. На официальном сайте указано, что «РИМ Billboard» является крупным региональным оператором наружной рекламы, ключевой регион присутствия — Татарстан. Компания также присутствует в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Чебоксарах, Йошкар-Оле. Стратегия развития предусматривает выход в крупные региональные центры России. В портфеле оператора почти 1800 рекламных сторон. В 2018 году по итогам торгов в Казани «РИМ Billboard» стал собственником более 30% всех билбордов в городе. После этого компания объединила продажи с партнером — ООО «Лариса-Сити» (по данным «СПАРК-Интерфакс», совладелицей является Лариса Фомина; в казанских СМИ упоминается, что Илья Фомин — сын Ларисы Фоминой).
Илья Фомин подтвердил „Ъ-Прикамье“, что обе компании («РИМ» и «Билбордс») участвовали в пермских торгах. По его словам, Пермь входит в сферу интересов «РИМ Billboard». Господин Фомин отметил, что рынок в Перми конкурентный, на нем присутствуют сильные локальные игроки, которые хорошо работают с рекламодателями, но место для новых участников тоже есть. Он уточнил, что стоимость размещения наружной рекламы в Перми ниже, чем в Казани, поэтому и стоимость аренды, по идее, должна быть ниже. Однако качество лотов, выставленных на первые торги, как сообщил Илья Фомин, «не очень порадовало» — в Перми есть намного более привлекательные места. «При этом цены на эти лоты оказались достаточно приличными»,— добавил собеседник „Ъ-Прикамье“. Он не стал раскрывать данные о том, какую часть пермского рынка планирует занять «РИМ Billboard». «Мы будем внимательно смотреть, как будет развиваться ситуация, следить за объявлениями о торгах, а дальше, исходя из комплекса этих факторов, принимать решение»,— прокомментировал господин Фомин намерения участвовать в последующих аукционах на право размещения наружной рекламы.
Напомним, 1 января в Перми закончилось действие выданных пять лет назад разрешений на все виды РК. В сентябре 2018 года депутаты гордумы утвердили новую схему размещения наружной рекламы в городе — с учетом нормативов, предложенных краевым правительством. Среди наиболее заметных изменений — значительное сокращение числа конструкций (с 1400 до 916), прежде всего за счет отказа от размещения в центре Перми. Кроме того, с нового года в Перми нельзя будет размещать такие виды РК, как растяжки и крышные установки. Новая схема допускает установку суперсайтов, рекламных щитов, сити-бордов, сити-форматов, пилларов и других видов. Крупноформатная реклама вынесена за пределы города.
Следующий аукцион на право размещения наружной рекламы назначен на 31 января. На него также выставлены 30 лотов (рекламные щиты и сити-борды).
Пермский предприниматель Борис Галкин считает, что местные операторы рекламного рынка не были активными «из-за неадекватной стартовой цены лотов», которая, по его мнению, в два раза выше рыночной. Интерес иногородних участников связан с тем, что они не знают экономику Перми, полагает эксперт. На вопрос „Ъ-Прикамье“, что будут делать пермские рекламщики в дальнейшем, господин Галкин сказал: «Будем думать».
Эксперт на рынке наружной рекламы Перми Илья Шулькин выразил „Ъ-Прикамье“ удивление итогами прошедших торгов: «Если так будет продолжаться, то только так их и надо проводить». По мнению эксперта, два момента внушают опасение. «Первое: сейчас торги состоялись только на чистые места. Других конструкций рядом нет. Важно, чтобы рядом с ними не появились незаконные конструкции. Это убивает всю идею торгов напрочь». Второе опасение связано с экономикой проекта. «Непонятно, как складывается экономика у победителей торгов, которые сейчас приобрели права на конструкции дороже, чем стоимость их продажи в розницу как рекламного места в 2018 году. В 2018 году рекламное место стоило 14 тыс. руб. в месяц, да и то покупателя приходилось уговаривать. А тут победители торговались под 20 тыс. руб.»,— отмечает эксперт. По словам господина Шулькина, есть два объяснения этому: либо у победителей есть федеральные заказчики, обеспечивающие такой объем заказа, что возможно перекрестное финансирование. «При наличии такого заказа его надо выполнять, тогда экономика сложится»,— отметил он. Второе объяснение он видит, предподложительно, в применении возможной непрозрачной схемы, когда игрок по максимальной цене выигрывает лоты, потом отказывается за них платить, при этом накладывает на рекламные конструкции обеспечительные меры и спокойно работает.