Повышение цен прикрывают налоговой нагрузкой
Насколько обоснован рост стоимости продукции
Малый бизнес переписывает ценники из-за увеличения НДС. Как показал опрос «Ъ FM», примерно половина предпринимателей собираются повысить стоимость своей продукции или уже это сделали. Причем у многих рост будет больше чем 2%, на которые увеличился налог. Некоторые бизнесмены признаются, что других резервов, чтобы покрыть новые издержки, у них нет. К чему готовиться покупателям? Выяснял Григорий Колганов.
Повышение НДС по малому бизнесу вроде бы не должно было ударить, ведь многие предприниматели этой категории работают по упрощенной системе налогообложения. Но из-за увеличения фискальной нагрузки подорожали коммунальные услуги, аренда и логистика. А главное — продукция у поставщиков. Владелец алкомаркета «Виноград» Алексей Клименко с января переписывает ценники на отдельные виды товаров, а с февраля будет еще хуже. «Ценники вынуждены менять в ручном режиме на более дорогие позиции. На некоторые позиции остаются цены неизменными. Не каждый покупатель может себе позволить приобретать данный товар с условиями повышения. Уже письма от некоторых производителей поступили, что ожидается повышение цен ориентировочно на 5-7%», — рассказал Клименко.
В сегменте премиум-ритейла тоже переписывают ценники. Основатель элитных сырных лавок «Сыры мира» Кирилл Тажиров признался, что вынужден был перенести дополнительные 2% НДС на карман потребителя, но тот вроде бы этого не заметил: «Подняли цены на 2%. Покупали сыр за 3,8 тыс. руб. килограмм, стал 3,9 тыс. руб. килограмм. Все-таки у нас элитный продукт. На нас не отразилось, чтобы продажи как-то уменьшились, или интернет-магазин плохо стал работать, такого нет.
Как покупали сыр, так и покупают».
Кстати, Кирилл Тажиров с этого года решил отказаться от НДС в пользу упрощенки. Он надеется, что в дальнейшем повышения цен из-за фискальной нагрузки удастся избежать. Впрочем, перекладывание на потребителя — не единственный способ компенсировать налоговые аппетиты государства. Учредитель гастрономического проекта Foody Алексей Коляда рассказывает, что после увеличения издержек начал активнее искать более выгодных партнеров: «Цены на ингредиенты, на продукты выросли, но мы еще не пересматривали свою ценовую политику. Мы постоянно работаем над поиском лучших предложений на рынке. Поставщики меняются. С начала года, наверное, треть наших поставщиков изменилась».
Кстати, похожие результаты показал индекс RSBI — совместное исследование Промсвязьбанка и агентства Magram Market Research, проведенное в конце прошлого года. 46% представителей малого бизнеса собирались повышать цены вслед за НДС. Причем две трети из них планировали рост более чем на 2%. Руководитель по стратегическому развитию блока «средний и малый бизнес» Промсвязьбанка Александр Молоканов считает, что многие предприниматели просто нашли хороший повод, чтобы переписать ценники: «Мы видим, что они используют эту возможность не только, чтобы отыграть повышение НДС, но, может быть, как повод для того, чтобы цены поднять. Проще этот момент или идею продать покупателям, сказать, мол, видите, НДС увеличился, и, соответственно, мы поднимаем цены. И под это дело можно поднять их даже несколько больше».
А вот сфера услуг не нашла в повышении НДС повода поднимать цены, хотя их издержки выросли, как у всех. Приходится дорожить клиентом даже себе в убыток, признается владелец сети салонов красоты «Имидж лаборатория Персона» Игорь Стоянов: «Поднятие НДС сказалось в основном на поставщиках продукции. Они подняли на 3% цены с 1 февраля.
Цены последние три года мы держим, не можем поднять — потребитель к этому не готов».
Если бы только повышение НДС заставляло бизнес переписывать ценники, проблема не стояла бы так остро, говорят предприниматели. Но в конце марта закончится заморозка розничной стоимости бензина. А еще на весну экономисты прогнозируют новый скачок доллара.
В Минэкономразвития подсчитали, что повышение НДС приведет к ускорению инфляции на 1,3%. В целом, по плану ведомства, этот показатель к концу года составит 4,3%.