Соблазн утонул в море
В прокате неонуар с элементами фантастики
В прокат вышел триллер «Море соблазна» (Serenity), режиссер и сценарист которого Стивен Найт оснастил неонуар элементами фантастики. Юлия Шагельман считает, что у него едва ли получится этим кого-нибудь удивить.
Бейкер Дилл (Мэттью Макконахи), потрепанный жизнью, но все еще сохраняющий хорошую физическую форму мрачный мужчина, живет на тропическом острове (липкая жара, ретроавтомобили, пальмы, сахарный тростник, сияющие под солнцем волны), ловит рыбу и, как полагается человеку, вернувшемуся с войны, носит глубоко в душе психологическую травму, а то и две. Все, что его интересует в этой чертовой жизни,— это огромный тунец, обитающий где-то в местных водах, которого во что бы то ни стало нужно поймать. В перерывах между охотой на неуловимую рыбу Дилл катает на своей лодке туристов, пьет (разумеется, ром) и поддерживает необязательную связь с такой же поизносившейся, как и он, местной роковухой (Дайан Лейн).
Правильная роковая женщина появляется в фильме позже. Это былая возлюбленная Бейкера Карен (Энн Хэтауэй), которая когда-то разбила ему сердце, бросив ради противного миллионера, и теперь жалеет об этом. Строительный магнат Фрэнк (Джейсон Кларк) оказался настоящим мерзавцем, он бьет жену и всячески над ней издевается. Поэтому она предлагает бывшему сделку: он возьмет негодяя на рыбалку и скормит его акулам, за это она готова заплатить ни много ни мало $10 млн. Сначала Бейкер, конечно, отказывается, но у Карен припасен козырь: супруга-абьюзера надо извести поскорее, потому что он начал угрожать безопасности ее с Бейкером сына, замкнутого молчаливого подростка, который целые дни проводит в темной комнате, играя в компьютерные игры.
"Море соблазна" — третья режиссерская работа Стивена Найта, автора сценариев к сериалам "Табу" и "Острые козырьки" и паре десятков фильмов, в числе которых, например, криминальная клюква с русским акцентом "Порок на экспорт" (2007) или "Союзники" (2016), напоминающие парк дешевых аттракционов по мотивам "Касабланки". В новой картине Найт снова взялся за классические жанровые схемы, но решил обыграть их в современном, как ему, вероятно, представляется, духе.
Впрочем, первые две трети фильма почти ничто не говорит о том, что снят он в 2019 году. У пролога отчетливо хемингуэевские признаки (острова в океане, мужчины без женщин, старик и море), а с появлением Карен Хэм будто бы уступает место мастерам нуара — Джеймсу Кейну, среди произведений которого классический "Почтальон всегда звонит дважды", и Реймонду Чандлеру. По крайней мере Найт явно ориентировался на эти достойные образцы, и даже для пущей фамфатальности перекрасил Энн Хэтауэй в блондинку. Надо отдать должное, с этим цветом волос она выглядит так же нелепо, как Барбара Стэнвик в "Двойной страховке" или Рита Хейворт в "Леди из Шанхая", но на этом сходство заканчивается. В остальном "Море соблазна" больше похоже на хорошо забытые фильмы в жанре "эротического триллера", так популярном в 1990-х, причем не на лучшие его воплощения, а на поток стандартных поделок вроде "Окончательного анализа" и "Цвета ночи". На это намекает даже русское прокатное название, хотя в оригинале картина называется просто "Serenity", как лодка главного героя.
Пока Мэттью Макконахи, кажется, позабывший, что он теперь настоящий актер, а не просто красивая загорелая тушка, регулярно обнажаясь, неубедительно задается моральной дилеммой, стоит ли счастье ребенка убийства, на острове происходит странное. То какая-то птица летает в неположенном месте. То смешной очкарик с портфелем (Джереми Стронг) мечется по всему острову за Диллом, но каждый раз не успевает его поймать и при этом твердит что-то про "правила игры". То сам Дилл начинает натурально слышать голоса и видеть глюки.
К моменту "неожиданного" финала, призванного перевернуть всю историю, а также многое объяснить (например, почему персонажи такие картонные, а диалоги такие глупые), в кинозале, наверное, не останется ни одного человека, который не догадается, что же здесь творится. "Стильный, модный, молодежный" сюжетный твист на самом деле так же стар и затерт, как все сюжетные ходы и приемы, что ему предшествовали. Вряд ли в эпоху fake news и сериала "Черное зеркало" идея, что вся наша жизнь — игра, прозвучит откровением. А со Стивеном Найтом еще и совсем неинтересно играть.