Акциз не удержался на плаву
Нефтяников ограничили в компенсациях
Правительство отложило обсуждение плавающего акциза, который мог стать основным инструментом для сдерживания цен на топливо при росте цен на нефть. Нефтяники выступали за его введение, но Минфин был резко против, опасаясь снижения поступлений в дорожные фонды. Альтернативой плавающему акцизу сейчас выступает демпфирующий механизм, но он работает не всегда адекватно. Так, в январе демпфер может принести нефтяникам потери — им придется заплатить дополнительно около 10 млрд руб. в бюджет.
В условиях действия демпфирующего механизма внедрять плавающий акциз пока нецелесообразно, признал 30 января вице-премьер по ТЭКу Дмитрий Козак. По словам чиновника, это консолидированное решение правительства. По данным “Ъ”, плавающий акциз обсуждался на совещании 28 января, по поручению Белого дома этот вопрос должны были проработать до 1 марта 2019 года.
В прошлом году правительство согласовало завершение налогового маневра, в рамках которого в течение шести лет поэтапно экспортная пошлина на нефть снизится до нуля при поэтапном повышении НДПИ. Кроме того, 1 января выросли ставки акцизов на бензин и дизтопливо, до 12,3 тыс. руб. и 8,5 тыс. руб. за тонну соответственно. Чтобы частично компенсировать рост НДПИ нефтяным компаниям, правительство ввело обратный акциз, который дается НПЗ, выпускающим минимум 10% бензинов.
Чтобы частично компенсировать эффект налогового маневра для потребителей нефтепродуктов, правительство ввело демпфирующую надбавку к обратному акцизу. Суть в том, что в случае если экспорт нефтепродуктов станет более привлекателен, чем продажа в России, из-за роста цен на нефть или ослабления рубля, государство компенсирует нефтекомпаниям половину (в 2019 году — 60%) разницы между «условной внутренней ценой» и ценой экспорта. На 2019 год условная внутренняя цена установлена на уровне 56 тыс. руб. за тонну бензина и 50 тыс. руб. для дизтоплива. При этом, если реальная внутренняя цена отклоняется от условной больше чем на 10%, демпфер перестает действовать. Фактически такое регулирование стимулирует нефтяников не повышать цены на внутреннем рынке больше чем на 10%.
Аркадий Дворкович, председатель фонда «Сколково», до мая 2018 года — вице-премьер РФ, куратор ТЭКа, 22 января (цитата по «РИА Но
Мы выступали за гибкую систему акцизов, когда они бы реагировали на мировые цены на нефть, но Минфин возражал против этого. Мы тогда не пришли к консенсусу
Альтернативой демпферу могло стать введение плавающего акциза. Сторонниками этой идеи были крупные нефтекомпании, включая «Роснефть» и ЛУКОЙЛ, но Минфин выступал резко против. Плавающий акциз на топливо — более простой механизм, его смысл в том, что при росте цен на нефть акциз сокращается, а при снижении, наоборот, увеличивается. В таком случае, как предполагается, колебания цен на нефть и курса рубля будут мало влиять на цену топлива на внутреннем рынке.
В конце декабря глава Минэнерго Александр Новак заявлял в интервью “Ъ”, что «плавающий акциз не ушел с повестки дня, но речь не идет о его введении в 2019 году, потому что бюджет сформирован».
Минфин традиционно выступает против плавающего акциза, поскольку в таком случае может пострадать наполнение дорожных фондов, куда эти акцизы поступают. Кроме того, плавающий акциз не содержит в себе ограничений как по росту цены топлива на внутреннем рынке, так и по потенциальным потерям бюджета в случае роста цен на нефть.
Сергей Ежов из VYGON Consulting отмечает, что одна из причин отказа от плавающего акциза — «нежелание подвергать риску поступления в дорожные фонды, формирующиеся в основном за счет акцизов на топлива», однако «имеет смысл посмотреть на результаты применения демпфера и лишь потом делать выводы». По мнению аналитика, плавающий акциз нужно вводить, но с учетом недостатков, выявленных на опыте применения демпфера. Так, он должен зависеть не только от экспортных котировок, но и от внутренних цен, поясняет господин Ежов. Сейчас же сложилась парадоксальная ситуация, когда компании теряют 3–5 тыс. руб. за тонну при поставках на внутренний рынок АИ-92 и одновременно должны доплатить бюджету 3,6 тыс. руб. за тонну, поскольку экспортный паритет по бензину упал ниже условной внутренней цены (исходя из средних продаж в январе в целом это около 10 млрд руб.). «Во-вторых, ставка плавающего акциза должна быть известна заблаговременно, а не определяться постфактум по итогам месяца, как это происходит с демпфером,— говорит эксперт.— Это позволит автоматически включать ее в цену».
В Минфине заявили “Ъ”, что хотя министерство действительно ждет выплаты в бюджет по бензину за счет действия демпфирующего механизма по итогам этого месяца, однако по дизтопливу, наоборот, уже бюджет заплатит нефтяными компаниям приблизительно такую же сумму. «Поэтому в целом эффект для бюджета будет околонулевым»,— отметил представитель министерства.