Банк «Санкт-Петербург» покинул кассу
Кредитная организация вышла из состава владельцев проекта Qasl
Банк «Санкт-Петербург» перестал быть совладельцем компании «Касл Юнайтед» (проект Qasl), разрабатывающей решения для автоматизации торговли, в которой ему принадлежали 50%. Единственными собственниками компании остались ее основатели — сын совладельца «Юлмарта» Михаила Васинкевича Григорий и Сергей Золотников. В кредитной организации отметили, что это произошло на выгодных условиях, однако аналитики указывают, что в ситуации высокой конкуренции выйти из подобных проектов с прибылью сложно.
В банке сообщили "Ъ", что проект Qasl был исключительно инвестиционным и выход из него произошел на выгодных условиях. Детали сделки в кредитной организации не уточнили. После ухода "Санкт-Петербурга" доля основателя проекта Григория Васинкевича в компании выросла с 49,5% до 99%, его партнера Сергея Золотникова — с 0,5% до 1%, указано в "СПАРК-Интерфакс" (www.spark-interfax.ru). С Григорием Васинкевичем "Ъ" связаться не удалось, управляющий партнер проекта Александр Нинбург не ответил на звонки и сообщения "Ъ".
Банк "Санкт-Петербург" стал совладельцем проекта Qasl в 2017 году, что позволило ему выйти на рынок онлайн-касс для малого и микро-бизнеса. Сделка состоялась после вступления в силу закона, обязывающего предпринимателей передавать данные с кассовых чеков в Федеральную налоговую службу через интернет. Соучредитель Qasl Сергей Золотников тогда указывал, что на основе сервиса и банковских продуктов кредитной организации будет создана единая платформа для бизнеса. По оценке аналитика компании "Открытие Брокер" Тимура Нигматуллина, стоимость стартапа может составлять до нескольких сотен миллионов рублей.
Инвестором проекта банк "Санкт-Петербург" стал в рамках семилетней программы прямых и венчурных инвестиций общим объемом $150 млн. В ее рамках кредитная организация вошла в несколько проектов, включая онлайн-сервис для организации путешествий OneTwoTrip, платформу для оптимизации логистики VeeRoute, интернет-магазин детских товаров Babadu. Из последнего стартапа банк в прошлом году вышел в июле прошлого года, следует из данных "СПАРК-Интерфакс".
Qasl занимается продажей кассовых терминалов для ритейла и ресторанов, адаптированных под требования законодательства об использовании онлайн-касс. Сервис работает на базе облачных технологий и не требует подключения и установки локального программного обеспечения в торговой точке. Основателем проекта является Григорий Васинкевич, сын совладельца "Юлмарта" Михаила Васинкевича. Выручка ООО "Касл Юнайтед" в 2017 году составила 42,9 млн рублей, чистый убыток — 25,1 млн рублей.
В апреле прошлого года об инвестициях в Qasl объявил разработчик и поставщик оборудования и программного обеспечения АТОЛ. Согласно данным "СПАРК-Интерфакс", IT-компании принадлежат 24,1% в ООО "Касл". Эта компания имеет общий адрес с "Касл Юнайтед", и ее совладельцем выступает господин Золотников.
Учитывая конкурентную ситуацию на рынке, выйти из подобного проекта с прибылью сложно, указывает инвестиционный аналитик фонда Finsight Ventures Павел Гурьянов. "Банки инвестировали в подобные проекты, рассчитывая продавать кассовое оборудование через свой канал. Но в реальности банки продают его не так хорошо, как дилерские сети производителей аппаратного обеспечения, через которые идет основной объем продаж",— отмечает эксперт. Наличие на рынке таких крупных игроков, как Сбербанк и МТС с широкими линейками сервисов, делает этот сегмент крайне высококонкурентным, что может сказываться на рентабельности независимого проекта, считает вице-президент по инвестициям венчурного фонда Sistema VC. Искандер Гиниятуллин.
Источник на банковском рынке сомневается, что кредитной организации удалось выйти из проекта с прибылью. Логика проекта была верной, но он "не взлетел" из-за неэффективности партнера и маркетинговой модели, указывает собеседник "Ъ". "Они красиво излагали, но плохо продавали",— говорит он.
В период с 2013 по 2017 годы натуральный объем продаж контрольно-кассовых аппаратов в России возрос более чем в шесть раз: с 243,1 тыс до 1,5 млн штук, подсчитали в агентстве BusinesStat. Такую динамику эксперты связывали с законодательной необходимостью внедрения онлайн-касс. В 2018 году аналитики также ожидали роста продаж кассовых аппаратов, но при этом прогнозировали постепенное снижение этого показателя в последующие годы из-за исчерпанности позитивных изменений от кассовой реформы. Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин в ноябре говорил, что российские предприниматели подключили 2,3 млн онлайн-касс и через эту систему контролируется около 2,5 трлн рублей розницы в месяц.