Регионы оценят пиво
В них предлагается протестировать введение МРЦ
Участники пивного рынка Татарстана просят федеральные власти провести в ряде регионов России пилотный проект по установлению минимальных розничных цен (МРЦ) на пиво. В самой республике с декабря такой проект уже действует на добровольных началах: для упаковки 0,5 л там введена МРЦ в размере 38 руб. В Минфине считают, что борьбу с нелегальной пивоваренной продукцией эффективнее было бы вести иными мерами.
Пивная ассоциация Республики Татарстан (ПАРТ, объединяет 16 производителей и дистрибуторов пива, контролирующих около 70% продаваемого в регионе пива) выступает за проведение на территории отдельных субъектов РФ пилотного проекта по установлению МРЦ на пиво и пивные напитки. Письмо с соответствующей инициативой она направила на этой неделе руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву, которого попросила выйти с таким предложением в Минфин (копия письма есть у “Ъ”). Факт отправки и получения письма ПАРТ “Ъ” подтвердили председатель ассоциации Ринат Акчурин и начальник контрольно-финансового управления ФАС Владимир Мишеловин. По словам последнего, официальная позиция службы еще не сформирована, но как член отраслевого экспертного совета он может поддержать инициативу ПАРТ: «Механизм МРЦ показал свою эффективность на других рынках алкоголя наряду с другими регуляторными мерами». Сейчас МРЦ применяется при продажах водки, коньяка, бренди и игристых вин.
На рынке Татарстана, пишет ПАРТ, сейчас до 15% фасованного и до 35% разливного пива являются нелегальными. В связи с этим с 25 декабря 2018 года в регионе «в добровольном порядке» членами ПАРТ были введены минимальные цены. Для алюминиевых банок и стеклянных бутылок емкостью 0,5 л они составляют 38 руб., для ПЭТ-тары 1 л и 1,5 л — соответственно 65 руб. и 88 руб. В «Балтике» говорят, что в республике сейчас можно найти их продукцию, которая продается дешевле 38 руб.
В «Опоре России» долю нелегальных продаж в сегменте пива и пивных напитков в целом по стране оценивают как незначительную. «Разница между проданной и произведенной продукцией не превышает 3%»,— говорит член правления организации Алексей Небольсин. По данным ЕГАИС (на них ссылается «Опора»), в 2018 году розничные продажи пива и пивных напитков в России составили 791,84 млн дал при объеме производства 767,28 млн дал. Сама «Опора России» осенью 2018 года также выступила за введение МРЦ на пиво: в письме министру финансов Антону Силуанову она предложила продавать его по цене не менее 75 руб. за литр.
Директор по корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев полагает, что введение МРЦ актуально для видов алкоголя, где большая доля нелегальной продукции. МРЦ для пива, по его мнению, будет иметь плюсы и минусы: с одной стороны, уравняются цены на бренды нижнего ценового сегмента, из-за чего объемы перераспределятся в пользу легальных игроков, но при этом «уменьшится гибкость в отношении ценового позиционирования и предоставления скидок конечному потребителю». Вице-президент по корпоративным отношениям «Балтики» Алексей Кедрин не верит, что МРЦ решит проблему нелегальной продукции: «Нелегальные производители от МРЦ даже выиграют, так как, продолжая уклоняться от уплаты акциза, они смогут получать большую маржу при продажах в рознице».
В Минфине вопрос о введении МРЦ назвали самым непроработанным среди рассматриваемых мер по регулированию рынка пива. По словам представителя министерства, такой механизм лоббируется производителями, так как он не позволяет демпинговать и выходить на рынок новым продуктам: «Но иного значения, кроме как ограничения доступности в целях обеспечения общественного здоровья, мы в МРЦ не видим». Как считают в Минфине, борьба с нелегальной пивной продукцией должна вестись иными мерами — ведением реестра производителей и маркировкой.